0
3159
Газета Регионы России Интернет-версия

16.04.2002 00:00:00

Воины джихада с берегов Камы

Тэги: сепаратизм, татарстан, ваххабизм, ислам


Всю первую неделю апреля не сходил с голубого экрана, плавно перетекая с одного популярного канала на другой, скромный предприниматель из Набережных Челнов Рафис Кашапов. Именно к нему ринулись журналисты, когда ФСБ распространила информацию о нахождении среди плененных на американской военной базе на Кубе талибов троих россиян: одного кабардинца и двоих татар - Равиля Гумарова и Алмаза Шарипова. Да еще один татарин - бывший имам мечети "Тауба" Айрат Вахитов - попросил политического убежища у афганских властей и сейчас ожидает своей участи в Кандагаре. Заживо, говорят, готов сгнить в зиндане, только бы не высылали на родину.

Рафис Кашапов с азиатской терпеливостью каждому объяснял, что "не только мусульмана, но и христиана, и татара, и русский, и всякий, которые ненавидят Америку", обращались к нему после 11 сентября с просьбой помочь им добраться до Афганистана, чтобы стать воинами джихада.

- Даже женщины просились. Человек сто, наверно, обращались. Если хотите, поезжайте... Но они ведь просят у меня бумагу от Набережночелнинского ТОЦ (Татарский общественный центр. - В.П.) на фирменном бланке. Дескать, это поможет им пройти через азиатские республики. Но я ничего не подписал. Думаю, среди них было много провокаторов, - говорит Рафис. - Когда по всем каналам пошла информация, что пленные - татарские парни родом из Челнов, меня сразу пригласили к себе компетентные товарищи. Четыре часа держали. Я им напомнил слова, сказанные этими фээсбэшниками Айрату Вахитову. Он в свое время прошел подготовку в лагере Хаттаба. В крови он или нет, я не знаю, но, когда Айрат вернулся, они закрыли его на два месяца. Мы устраивали пикеты, митинги с требованием немедленно освободить Вахитова, собрали четыре тысячи подписей в его поддержку. Его освободили, и тогда я узнал, что ему, верующему - водку не пьет, сало не ест, - пришлось пережить там. Обещали кончить, но прежде опустить... Что ему оставалось? Он вынужден был снова уехать. Конечно, сейчас они от всего отрекаются.

Рафис Кашапов появился на общественно-политической арене Татарстана на волне миротворческих инициатив президента Шаймиева, который искренне хотел помочь чеченскому народу вернуться к мирной жизни. В Чечню из Татарстана потянулись обозы с гуманитарной помощью. Первые "КамАЗы" формировали и сопровождали братья Кашаповы. Доставив гуманитарный груз до адресата, татарская делегация была принята президентом Чечни Асланом Масхадовым, который долго и тепло беседовал с татарами. Тогда же Рафис Кашапов познакомился с Шамилем Басаевым, Русланом Гелаевым, Мавлади Удуговым. Тогда же, в 1997-м, по имеющейся у меня информации, Рафис Кашапов, который стал регулярно бывать в Чечне, вошел в доверие к Басаеву, и между ними была заключена сделка о поставках наемников из России. За каждого, как утверждают мои источники, Басаев обещал платить по десять тысяч долларов.

Надо сказать, что во второй половине 90-х Закамье, а это прежде всего крупные промышленные центры, выросшие после войны на нефтяном Ромашкинском месторождении - Лениногорск, Альметьевск, Бугульма, центр нефтехимии Нижнекамск, город автостроителей Набережные Челны и Елабуга - поставщик рабсилы для челнинского автогиганта , находились в глубокой экономической коме. Нефть перестала кормить нефтяников, по полгода не получавших зарплату, на ОАО "КамАЗ" шли массовые сокращения. А если еще вспомнить, что в Закамье всегда были сильны сепаратистские настроения, что эта территория национал-радикалов, вынашивающих мечту о татарском исламском государстве, подверглась наиболее массированной обработке арабских эмиссаров, то кровавому бизнесу было где разгуляться. Потенциальные воины джихада сами шли к нему.

- Кто-то искал приключений, кто-то воевал за веру, - рассказывает Рафис Кашапов. - Многие погибли. Кого Хаттаб зарезал, кого Басаев. 120-130 татар погибли, когда брали Грозный. Человек двадцать получили увечья: у кого ноги нет, у кого руки. Этих отправляли в Грузию, Азербайджан или Турцию. В Россию не ехали, потому что боялись. Многие разбежались перед походом на Дагестан. У Хаттаба четыре группы было татар. Он всех разогнал, дескать, скоро здесь будет такое, что лучше вам не лезть. А которые у Басаева были - те остались. Татар человек семьсот было.

На мой вопрос, поставлял ли он Басаеву наемников в обмен на "зеленые", Кашапов коротко ответил: "Нет". Потому, что мысленно "всегда в одном строю с ними". Работает за идею. В штаб-квартире Набережночелнинского ТОЦ над председательским креслом Рафиса Кашапова висит фотография Шамиля Басаева. Как-то челнинские чекисты сочинили за Кашапова заявление, в котором он якобы осуждал ваххабизм, и требовали эту бумагу подписать. Ответ был: "Лучше застрелите меня"... Хотя религиозным фанатиком Кашапов никогда не был. И вообще человек очень земной, предприимчивый, дела свои делает у всех на виду. А от кого скрываться, когда кругом свои?! Помню, в разгар последней кампании по выборам российского президента он высказал по местному телевидению свое самое большое желание: "Уложить самого Путина в гроб, пока он не соорудил из гробов пьедестал для себя" - и призывал татарские власти не проводить в республике выборов президента соседнего государства. После этого за Рафисом закрепилась звание официального пса, в чьи обязанности входит громко лаять на федеральную власть.

И не только. Скандальная фигура такого масштаба именно в Закамье нынче очень нужна. И очень многим. Прежде всего президенту Минтимеру Шаймиеву, чтобы не меркла слава "жесткого центриста", удерживающего на плаву межнациональный мир и межконфессиональное согласие, ибо Рафис Кашапов олицетворяет с большой пользой для себя стремление татарского народа с оружием в руках отстаивать свое право на независимость, как их братья-чеченцы. Духовному управлению мусульман РТ он просто необходим, поскольку в его тени можно без суеты отрабатывать доллары из многочисленных арабских фондов, которые, по утверждению государственного советника по внешнеполитическим вопросам при президенте РТ Рафаиля Хакимова, "дают под муфтия Гусмана", превращая Закамье в оплот ваххабизма. Не меньше, чем муфтию Гусману Исхакову, он нужен Набережночелнинскому филиалу УФСБ РФ по Татарстану, последние пять лет чекисты усиленно разрабатывают его: подсматривают, подслушивают, прослушивают, меняют своих людей в его окружении, вызывают на беседы, разживаются кое-какой информацией по части воинов джихада для написания отчетов в Казань, в центральную контору. По крайней мере Кашапов утверждает, что УФСБ РФ по РТ в самом деле не знает истинного положения дел с исходом татар в лагеря Хаттаба.

- Что чекистам мешает посадить вас? - спросила я Кашапова.

- Мечутся пока, - ответил хитрый татарин.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
931
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
480
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
420
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
535

Другие новости