0
699
Газета Регионы России Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Родина в беде не бросит

Аман Тулеев

Об авторе: Аман Тулеев - губернатор Кемеровской области.

Тэги: соотечественник, родина, гражданство


C ГОДАМИ глубже осознается главная трагедия распада Союза - расчленение единого народа границами государств, появившихся на прежде общей территории проживания. Четверть россиян была в одночасье отрезана от России, а сама она при этом впала в небывалую демографическую депрессию.

Сегодня ситуация ставит перед нашим государством историческую задачу собирания соотечественников по всему миру в единый спаянный общностью истории и культуры организм, все части которого, взаимодействуя и дополняя друг друга, способствовали бы сохранению и развитию самобытного российского этноса. К нему вне зависимости от национального происхождения относят себя те, кто считает своим отечеством Россию, а ее культуру и русский язык - родными.

Московский Конгресс соотечественников - уникальный шанс для собравшихся на нем представителей российского этноса со всего мира определить долгосрочную стратегию взаимного партнерства, которое подразумевает не только поддержку Россией зарубежных соотечественников, но и деятельность последних на благо исторической родины. Укрепление роли диаспоры в социальной и экономической жизни стран проживания не только расширяет российское влияние в этих странах, но и укрепляет в целом авторитет нашего государства в мире.

Несмотря на существование Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Совета соотечественников при Государственной Думе, Федерального закона "О политике России в отношении соотечественников за рубежом", самой государственной программы реализации этой политики у нас до сих пор нет. Только сегодня, с приходом нового высшего руководства, появляется понимание проблемы российских соотечественников как важнейшего фактора национальной политики России, как составляющей ее национальных интересов и национальной безопасности.

Положение российской диаспоры в ближнем и дальнем зарубежье неравнозначно. В последнем она давно стала самодостаточной общественной величиной, в странах СНГ - лишь самоопределяется и организуется, причем, как правило, в неблагоприятных условиях. Отсюда - разные проблемы и запросы "ближних" и "дальних" соотечественников. Если последним важнее укрепление духовных и культурных связей с исторической родиной, то первые прежде всего нуждаются в политической, правовой и экономической поддержке. С этими проблемами я, имея опыт работы федеральным министром по делам СНГ и поддерживая с той поры связи с русскими общинами в этих странах, знаком ближе и позволю себе изложить свое видение их решения. Это видение основано также и на опыте действующих партнерских отношений Кемеровской области с рядом стран Содружества.

Принципиальной первоосновой такой поддержки является отстаивание Россией прав и свобод своих соотечественников в странах их проживания. Считаю, что само развитие отношений с этими странами должно увязываться с положением в них наших соотечественников (включая вопросы сохранения и развития русского языка, культуры и образования) и фиксироваться в любых двусторонних соглашениях по любым направлениям сотрудничества. Такой подход России необходимо демонстрировать прежде всего партнерам по СНГ и бывшим союзным балтийским республикам. Россия также должна публично заявить о своем безусловном, полностью соответствующем международным нормам праве отвечать экономическими санкциями странам, систематически нарушающим общепринятые человеческие права проживающих в них наших соотечественников. Такая позиция кроме своей основной защитной функции для соотечественников - неоценимое моральное подспорье в изживании ими глубочайшей депрессии, вызванной одномоментным лишением родины. Сознание российского человека традиционно отождествляет свою этническую принадлежность с принадлежностью к государству, поэтому миллионы русских, бывших советских людей, живущих вне России, должны быть уверены - родина не бросит их в беде.

Внутреннее экономическое положение и меняющаяся система международной безопасности диктуют сегодня ужесточение миграционной политики России. Но только не в отношении пожелавших вернуться соотечественников. У них должно сохраняться ясное понимание того, что двери родного дома для них всегда открыты. Вместе с тем приоритетом нашей политики в отношении соотечественников за рубежом должно стать всемерное содействие их полноценному проживанию там. Что подразумевает комплекс мер - организационных, правовых, экономических, финансовых - по ослаблению факторов, выталкивающих этнических россиян из стран их проживания и повышения их статуса в них.

Особое значение в этой системе имеют, на мой взгляд, следующие меры:

организационное оформление разрозненных объединений соотечественников в странах СНГ и Балтии;

целевое финансирование отобранных на конкурсной основе программ по поддержке зарубежных соотечественников, представленных их организациями;

правовая поддержка зарубежных соотечественников через участие российских адвокатов в процессах всех видов судопроизводства;

адресная материальная помощь малоимущим зарубежным соотечественникам через их организации в этих странах;

образование совместных производств и размещение заказов на зарубежных предприятиях, где преимущественно заняты наши соотечественники, с целью создания дополнительных рабочих мест;

система связанных кредитов для таких предприятий, приоритетное обеспечение их сырьем и комплектующими;

поддержка российских предпринимателей в этих странах через систему заказов, льготного доступа на российский рынок, лизинг;

поощрительный режим для российских предприятий, участвующих в программах поддержки зарубежных соотечественников;

государственная программа поддержки русской школы в этих странах, включая образование независимых вузов с преподаванием на русском языке;

государственная программа обучения русскоязычных национальных кадров в российских вузах;

целевое кредитование под закупку учебной и иной литературы на русском языке у российских изданий;

финансовая, материально-техническая и информационная поддержка русскоязычных СМИ.

Координация и финансирование перечисленного требуют создания особого государственного исполнительного органа по делам соотечественников за рубежом с выделением на осуществление его деятельности отдельной строки в федеральном бюджете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1173
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1821
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1701
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3165

Другие новости