0
1356
Газета Регионы России Интернет-версия

27.09.2001 00:00:00

Поле битвы - скандал

Тэги: ведерников, коробов, бударев, скандал, налог


"Блюститель закона - вне закона"

Все началось 31 марта 1999 г., когда налоговая полиция города Северска возбудила уголовное дело # 99/10 "по факту неуплаты налогов с организаций" в отношении начальника Государственной налоговой инспекции города Северска Владимира Бударева и главного бухгалтера организации. Позднее в отношении начальника было возбуждено еще одно дело, теперь уже по факту незаконного предпринимательства, служебного подлога и злоупотребления должностными полномочиями, которое тогда же, в мае, было объединено с предыдущим.

Через несколько дней дело было прекращено. Вскоре, в июне, заместитель прокурора области Алексей Никулин постановление о прекращении уголовных дел отменил. Но, как тотчас же выяснилось, ненадолго. Дело было закрыто. Как полагает депутат Госдумы Максим Коробов, необоснованно. По времени это совпало с возвышением Бударева до должности начальника Государственной налоговой инспекции по Томской области.

Прошло два года, и 6 июня года уже текущего Максим Коробов обращается в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность и обоснованность принятия решения о прекращении уголовного дела "за отсутствием состава преступления" и в случае подтверждения необоснованности прекращения дел "принять меры воздействия по отношению к должностным лицам, действия которых повлекли нарушения законности".

Главному северскому налоговому инспектору было вменено сокрытие его организацией от налогов доходов на сумму 81 млн. руб., полученных как от сдачи в аренду служебных помещений, гаражей, так и в виде процентов по размещенным на депозитных счетах вкладам бюджетных средств (адвокат Ведерников полагает, что северская налоговая инспекция имела чуть ли не до десятка счетов в разных банках. Цель, мол, была одна - "укрыть налогооблагаемую базу от контроля налоговой полиции, которая должна была контролировать налоговую инспекцию").

Вопрос, вокруг которого как бы ломались копья, состоял в том, должна ли была налоговая инспекция вообще платить налоги. Со слов адвоката, Владимир Бударев будто бы считал, что налоговая инспекция вообще никогда не должна платить налогов, что она якобы от их уплаты освобождена навеки. А юрист считает, что это справедливо только в отношении бюджетных средств. Коммерческое использование площадей считается налоговой базой, деньги с которой должны быть уплачены в виде налогов.

Суммами, полученными в виде прибыли, по словам адвоката, главный инспектор распоряжался практически единолично, выплачивая себе и сотрудникам премии, материальную помощь, добавки к зарплате. Все это, по словам адвоката, детально, включая распечатки движения денежных средств по каждому из счетов в банке, прослеживается в материалах дела. Вывод: сама налоговая инспекция - блюститель налоговой чистоты - налогов не платила.

Такая позиция Бударева в период следствия в 1999 году, по словам Андрея Ведерникова, была усилена разъяснением одного из работников Генпрокуратуры, данным им на официальном бланке, - мол, налоговая инспекция даже в случае занятия предпринимательской деятельностью не должна платить налоги.

"Каким образом было получено такое разъяснение без согласования с руководством Генеральной прокуратуры, - ставит вопрос адвокат, - остается загадкой. Есть только версия следствия о том, что не обошлось без политического давления нынешней областной администрации. Поскольку 1999 год был годом выборов губернатора Томской области".

"Юристы бегут, в области - стагнация"

Проверка Генпрокуратуры протекала около трех месяцев. 13 августа потребовалось даже продление срока (до 21 августа), из-за того что Генпрокуратурой были затребованы новые материалы, которые Томская областная прокуратура сначала не дослала, как сказал адвокат, "по причине забывчивости или, скорее всего, по другой причине┘"

Однако 21 августа решение все еще принято не было.

Наконец 29 августа Генпрокуратура сообщила Максиму Коробову письмом (# 37/2-274-99; оригинал письма адвокат также представил журналистам, обратив внимание на подпись первого заместителя генерального прокурора Юрия Бирюкова), что решение о прекращении уголовного дела и об отказе в его возбуждении отменяется, а само "уголовное дело для организации дополнительного расследования и материалы о должностных злоупотреблениях направлены прокурору Томской области. Дополнительное расследование и проверка контролируются Генеральной прокуратурой РФ".

По мнению Андрея Ведерникова, данные о возможной необъективности и заинтересованности определенных лиц в расследовании дела, видимо, нашли свое подтверждение, и Генеральная прокуратура решила взять дело под свой контроль. "Теперь, - говорит он, - уже не удастся ни прекратить дело, ни скрыть от общественности и от закона нынешнего налогового генерала".

Выводы, к которым пришел адвокат, выступающий по поручению депутата Госдумы РФ, по его собственным словам, плачевны: "Несмотря на имеющийся в области огромный потенциал юристов, за кадровую политику в правоохранительных органах отвечает (и гордится этим!) первый заместитель губернатора Владимир Жидких, уроженец Северска, бывший прежде заместителем командира роты патрульно-постовой службы по политической работе". Происшедшее с налоговым генералом, по мнению адвоката, закономерный итог. Ранее другой генерал - начальник областного УВД, "тоже кадр Владимира Жидких" - устроил у себя в кабинете драку. А еще, мол, заместитель председателя городской Думы и заместитель мэра признаны виновными в совершении должностных преступлений. Все это в сочетании с тем, что сильные и талантливые юристы бегут из Томска, приводит адвоката к однозначному выводу: законность в области находится под большой угрозой. А губернатор, мол, который отбывает свой последний срок, совсем все пустил на самотек. Ситуацию в области он охарактеризовал как стагнацию, чреватую серьезным кризисом.

"Мы вместе с Максимом Леонидовичем, - сказал адвокат, - и, может быть, с привлечением и политических сил - министра внутренних дел и фракции "Единство" Госдумы - постараемся устроить серьезную проверку законности в Томской области. И будем настаивать на оргвыводах".

Политики и патриоты

На вопрос корреспондента "НГ", почему этим делом занялся Максим Коробов - депутат, не представляющий в Госдуме Томскую область, Андрей Ведерников ответил, что поскольку тот, мол, избран по федеральному списку, то его избирательный округ - вся страна и, соответственно, в его компетенции разбирать вопросы в любом регионе.

Внешне Владимир Бударев сообщение о возобновлении расследования воспринял с удивлением, заметив: "Если бы следственные действия в отношении меня были возобновлены, очевидно, я должен был бы знать об этом, но мне об этом ничего не известно". Тем не менее он высказал предположение, что шаги Максима Коробова предприняты в связи с "серьезными коммерческими интересами в Томской области". И что, мол, налоговая инспекция обнаружила среди нескольких предприятий, на которые имеет влияние Коробов, проблемы с уплатой налогов, после чего якобы к ним были применены меры принудительного взыскания. А одно из этих предприятий в конце прошлого года, по словам Бударева, предприняло попытку фиктивной уплаты налогов через московский банк. "Мы, - сказал генерал, - эту попытку пресекли", после чего последовали угрозы, что с ним, мол, разберутся.

Однако уточнять названия фирм и предприятий, у которых возникли проблемы с уплатой налогов, Владимир Бударев не стал, заметив лишь, что они связаны с нефтедобычей. А за клевету генерал обещал привлечь виновных к ответу.

На запрос корреспондента "НГ" в областную прокуратуру, пришло ли к ним вышеупомянутое письмо, старший помощник прокурора области по связям со СМИ Галина Жога сказала, что никакого письма в прокуратуру не поступало, что все это бред. А сам, мол, Андрей Ведерников известен как адвокат, который не выиграл ни одного процесса.

Итак, получается, что какая-то одна из сторон, говоря словами известного персонажа, "соврамши"? Кто? Ответ на этот вопрос тем более интересен, что слишком уж заметны и значительны все фигуры и структуры, вовлеченные в это дело.

О некоторых из них надо сказать чуть подробнее. Начну с адвоката. Андрей Ведерников - сын бывшего члена Конституционного суда Николая Ведерникова, кандидат юридических наук, делает карьеру в Москве, но от родного города не отрывается и называет высших руководителей области своими клиентами. Репутацию в томских СМИ имеет не очень высокую - с некоторыми из них судился.

Максим Коробов - один из бывших вице-президентов АО "Торговый дом ВНК". После приватизации ВНК его интересы, как и интересы другого вице-президента Виктора Калюжного, разошлись с интересами приобретшего компанию ЮКОСа. Он неоднократно выступал и выступает с критикой нового хозяина ВНК и как бывший депутат томской областной Думы, и как нынешний депутат Госдумы РФ. Причем по сей день активно выступает на страницах томских СМИ. Окончил военный институт, ветеран Афганистана. В томской прессе его называли "разведчиком". Хороший аналитик, динамичный политик.

Считается, что в Томске ему принадлежит ряд предприятий общественного питания (кафе, рестораны). Но главное, что ему приписывают крупные интересы в "Томскнефтьгазгеологии" (ТНГГ), предприятии, входящем в десятку крупнейших налогоплательщиков области. ТНГГ по ряду позиций рассматривается как конкурент крупных федеральных нефтяных компаний на территории. По мнению местных наблюдателей, некоторые шаги, предпринятые этими компаниями в последнее время в геологоразведке на территории области, существенно ущемили интересы "Томскнефтьгазгеологии". Любопытно, что на прямой вопрос, обращенный к генеральному директору ТНГГ о том, соответствует ли истине утверждение, что депутат ГД РФ Максим Коробов контролирует это предприятие, прямого ответа гендиректор не дал.

Но самое важное в этой истории, пожалуй, другое, о чем впрямую и вслух так никто и не сказал, - это возможные политические амбиции депутата Госдумы РФ. Чуть менее года назад в одном из интервью местной газете Максим Коробов не исключил, правда, с некоторыми оговорками, своего участия в предстоящих через несколько лет выборах губернатора Томской области. И в таком контексте предпринятые им шаги оказываются весьма своевременными. Есть возможность раскрутить одно дело. А создав на его основе политический плацдарм, можно было бы этот плацдарм так расширить, что к губернаторским выборам электорат был бы уже соответствующим образом подготовлен для смены губернаторской команды.

Пока же осталась самая малость - ответить всего на несколько вопросов: кто же все-таки соврал и, соответственно, чья репутация круче? И, наконец, "был ли мальчик" - виновен все-таки налоговый генерал или нет?

Сам же областной прокурор считает, что в Томской области обстановка намного чище, чем у соседей. "Должностные лица, - патриотично утверждает он, - у нас намного честнее".

Томск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1037
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1176
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1455
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1044

Другие новости