0
2471
Газета Регионы России Интернет-версия

08.09.2001 00:00:00

Ракетно-административный удар по Воткинску

Тэги: утилизация, воткинск, права


ВОТ УЖЕ более трех лет жители Воткинска, да и всех близлежащих городов и поселков протестуют против планов строительства комплекса по утилизации ракетных двигателей на твердом топливе. И все это время республиканские, да и федеральные власти отмахиваются от людей.

Удмуртская проблема, увы, не уникальна. Возводя цех для демонтажа ядерных боеголовок около Пензы, пустили под топор красивейший лес. В Касимове (Татария) жители с трудом отбили попытки построить плавильный цех для добычи цветных металлов из электронной начинки ракет. А сами ракеты с крайне ядовитым топливом должны будут сгорать в Воткинске.

Кстати, американцы, которые разработали технологию уничтожения и финансируют строительство этого объекта, свой собственный аналогичный комплекс разместили в выжженной пустыне, где нет не только людей, но и крупных животных. Тем не менее, когда экологи доказали вредное воздействие объекта на редкий вид черепахи, работы по сжиганию были немедленно прекращены.

29 декабря 1997 года распоряжением правительства РФ строительство комплекса по утилизации ракетных двигателей в Воткинске стало делом решенным. Однако с таким решением не согласилось население Воткинска. Горожане, не искушенные в политической борьбе, создали инициативную группу и начали протестовать. Мэр города Валерий Фридрих и депутат Госсовета Удмуртии Анатолий Лапин разделяют мнение своих избирателей. Разделяют мнение жителей и многие специалисты, в том числе те, кто всю свою жизнь работал в сфере производства или эксплуатации стратегических ракет.

Местная инициативная группа последовательно использовала все законные средства борьбы. Однако митинги, сборы подписей, поддержка на выборах экологически ориентированных кандидатов особых успехов не принесли. Политики или предавали людей, или оказывались бессильными что-либо сделать. Особые надежды протестующая общественность возлагала на референдумы. Городской референдум состоялся 17 января 1999 года. Результаты превысили прогнозы - 96,4% пришедших на участки горожан заявили о своем отрицательном отношении к строительству объекта. По иску заводского юриста Верховный суд Удмуртии опротестовал назначение референдума, а затем это решение подтвердил и Верховный суд России. Проведение районного референдума было отменено по протесту прокурора.

Если бы наша страна была авторитарной, как совсем недавно, то проблемы для власти не было бы никакой - скорее всего построили бы сжигатель скрытно, никого не информируя и ни с кем не советуясь. Но теперь наша страна строит демократическую витрину. И для демократической проформы согласование подобных объектов с населением необходимо, а соответствие закону обязательно.

Согласование с населением грубо подделали. Вместо отмененных референдумов провели публичные слушания. Слушания в октябре 1999 года проводились в тандеме правительством Удмуртии, прямо заинтересованным в строительстве, и организацией "Зеленый Крест", которая в общественном движении не имеет авторитета. Несмотря на массу замечаний и возражений, в итоговом документе слушаний мнение населения учтено не было.

Тогда-то жителям Воткинска решило помочь радикальное экологическое движение "Хранители радуги" и организовало в июле этого года лагерь протеста возле дороги, идущей к объекту. Выдохшиеся за три года протесты полыхнули вновь. Митинг, состоявшийся 26 июля, собрал несколько тысяч горожан. Был принят ультиматум властям и установлен недельный срок для ответа. В резолюции митинга горожане обещали перейти к радикальным действиям, так как все легальные средства борьбы ими были уже исчерпаны.

Власти не прореагировали.

Тогда 3 августа, несмотря на проливной дождь, несколько сотен людей пришли к офису "Локхид Мартин" и заблокировали его. Милиция применила силу и задержала несколько активистов. В ответ люди заблокировали милицейскую машину, требуя их освобождения. Произошло первое в Воткинске столкновение людей с силами правопорядка. Милиционеры были растерянны, большинству из них вовсе не хотелось драться с людьми, и они лишь продавливали в толпе коридор для машины, но были и такие, которые бросали бабушек в грязь, били детей┘

Мэр города приехал, чтобы успокоить людей. Всех задержанных отпустили. Блокада была снята. Но на следующий день начались аресты активистов, и ситуация вновь обострилась. Теперь стычки проходили возле суда. Люди осаждали здание, в котором попеременно судили активистов-экологов и мэра. Последнего за то, что он санкционировал митинг 26 июля. Власти Удмуртии, давно желавшие найти управу на независимого мэра, использовали для этого любые средства. В результате активистов посадили на 10-15 суток, мэра предупредили и обвинили в участии в массовых беспорядках.

Люди поняли, что действовать по закону не всегда безопасно - организаторов сажают, мэра готовятся снять с должности. Протестующие перестали подавать уведомления и проводили свои акции без всяких санкций. Местная молодежь вслед за "Хранителями" стала надевать на лица маскировку, чтобы не оказаться потом в милиции по материалам оперативной съемки. Люди постарше лиц не закрывали, а, наоборот, демонстрировали свою решимость.

13 августа жители Воткинска перекрыли улицу Ленина, а затем еще одну магистраль и потребовали встречи с федеральным инспектором (через которого хотели обратиться к Сергею Кириенко). Федеральный инспектор к народу выйти отказался, и тогда люди направились к зданию районной администрации, где тот обитал, и заблокировали его. Пришлось инспектору под прессингом людей звонить по мобильному телефону своему начальству и договариваться о встрече.

Тут, видимо, нервы у властей сдали окончательно, и 16 августа на лагерь протеста было совершено нападение группы людей в камуфляже и масках, вооруженных арматурой. Лагерь отбил атаку с помощью огнетушителей и газовых баллончиков, но несколько человек получили серьезные травмы. Нападение никого не напугало, а лишь прибавило людям решимости. Солидарность крепла, а к социальной мотивации добавлялась личная.

21 августа после многочисленного несанкционированного митинга здание районной администрации было заблокировано. Прервалась нормальная работа федерального инспектора с районными властями, а также с пресловутым "Зеленым Крестом", чьи комнаты оказались в этом же здании. Круглосуточная блокада продолжалась до 28 августа, когда должен был состояться очередной митинг.

Власти решили митинга не допустить. Утром администрация была деблокирована, а все участники блокады задержаны. Но этим не кончилось - по городу начались превентивные аресты и облавы. Активистов по подозрению в намерении прийти на митинг хватали прямо на улицах, забирали из рейсовых автобусов и автомобилей. Всех отловленных свозили в УВД и "оформляли" по любым подвернувшимся статьям - от хулиганства до нарушения паспортного режима.

Вечером, когда люди пришли на митинг, здание администрации было окружено милицейскими кордонами. Более тысячи человек собрались в стороне и, узнав об арестах активистов, стихийно направились к УВД, заблокировав его и потребовав освобождения всех задержанных. В Воткинск приехал исполняющий обязанности министра внутренних дел Удмуртии.

Теперь борьба в Воткинске продолжается и без "Хранителей радуги", к сопротивлению присоединились новые люди, во время акций выдвинулись новые активисты и лидеры. Вместо единственной инициативной группы в городе создалась целая сеть инициатив, организуются комитеты┘ Впрочем, "Хранители" тоже оставили в Воткинске свою группу до следующего лета.

Власти так и не поняли, отчего вполне респектабельные горожане принялись брататься с молодыми людьми контркультурного вида. Отчего несли в лагерь протеста продукты и деньги. Отчего сами ставили палатки и выходили на митинги, блокировали здание УВД и объявляли голодовки в поддержку "Хранителей".

Люди требуют одного - чтобы с их мнением считались. Не случайно с самого начала протестов они апеллируют к ст. 3 Конституции, провозглашающей народ единственным источником власти.

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
961
За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

Ольга Соловьева

В минувшем году показатель выживаемости бизнеса в стране оказался максимальным с 2010 года

0
1907
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
1107
Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

0
806

Другие новости