0
1692
Газета Регионы России Интернет-версия

23.08.2001 00:00:00

Уникальное сооружение никому не нужно

Тэги: красноярск, судоподъемник, навигация


А ВЕДЬ когда-то жизнь здесь кипела. В 1982 году госкомиссия приняла сооружение в постоянную эксплуатацию. Этому предшествовали долгие годы отладки оборудования, устранения проектных недоработок. Окончательного пуска судоподъемника все ждали с нетерпением - ведь главной его задачей была перевозка судов через плотину Красноярской ГЭС, из бьефа в бьеф. Навигация тогда продолжалась пять месяцев, с июня по октябрь. Пик загрузки пришелся на 1991 год. Тогда через плотину ГЭС перевезли за навигацию 611 судов. Работа шла круглосуточно. Но с того момента как обрезало.

Падение промышленного производства в стране и регионе обернулось резким снижением объемов перевозок. В последние три года навигация и вовсе урезана до одного месяца: с 3 сентября по 3 октября. В итоге в прошлом году было перевезено всего 78 судов. Ничуть не лучше виды и на нынешнюю навигацию.

Заказов на перевозку нет. Не может выручить и Енисейское речное пароходство, которое тоже не смогло сохранить прежние объемы перевозок по Енисею. Пояса приходится затягивать все туже. Из-за нехватки средств (а судоподъемник практически полностью финансируется из федерального бюджета) в последние годы совсем прекращены планово-предупредительные ремонты.

А ведь оборудование на комплексе сложное и нуждается в постоянном уходе. Однако безденежье вынуждает зимой выводить из эксплуатации всю ремонтную базу. Коллектив сокращен вдвое, до 100 человек. Но и после этого людей приходится отправлять в отпуска без содержания.

Сейчас коллектив судоподъемника своими силами заканчивает ремонтные и антикоррозионные работы. Все по минимуму, насколько хватает средств. В 1995 году был утвержден проект реконструкции сооружения, предусматривающий замену основных изношенных узлов и систем. Однако сейчас о его реализации говорить не приходится. Единственное, на что пока еще хватает сил, - это поддержание циклопического сооружения в работоспособном состоянии.

А объект действительно впечатляет: 3,5 тысячи тонн весит судовозная камера, 2,5 тысячи - поворотное устройство. Итого 5,5 тысячи тонн основных конструкций. Когда начальник управления эксплуатации судоподъемника Геннадий Василенок с грустью показывал мне свои владения, металлическую громаду приходилось разглядывать задрав голову. Сооружение - штучное по всем меркам. К примеру, шлюзов в России много, а судоподъемников больше нет ни одного. Есть в Европе, в Германии, но не такие мощные. Причем компоновочная схема, примененная в Дивногорске, нигде больше в мире не использована. По сути, судовозная камера является самоходным шлюзом. В нее загружаются суда, перевозимые через плотину ГЭС вверх и вниз по течению Енисея. Перевозить на плаву в камере можно практически любой корабль, кроме пассажирского, лишь бы он подходил по габаритам: не более 80 метров длина, не более 17 метров ширина и, главное, осадка в пределах 1,86 метра.

При необходимости можно в камеру загружать и сразу несколько судов. А дальше - передвижение из одного бьефа в другой со скоростью 20 метров в минуту. Причем сложность еще в том, что эта гигантская самоходная машина постоянно движется с уклоном. На каждых десяти метрах пути происходит подъем камеры на один метр, в результате чего перевозимое судно поднимается на высоту 100 метров. Поэтому к плавности движения требования особые. Никаких рывков и толчков быть не может, иначе можно раскачать воду в камере и просто выплеснуть перевозимое судно за борт.

Ответственность функций порождает и жесткость требований к персоналу.

Но и здесь проблемы. Коллектив сколачивали долго, годами. А вот рассыпается он на глазах. Средняя зарплата - 2300 руб. Понятно, она никого не прельщает. И уж тем более молодежь после вузов. Люди уходят, как только находят работу поденежнее. Правда, костяк профессионалов пока что сохранить удается, на него-то вся надежда, быть может, последняя.

Трудяга-судоподъемник много успел за свою жизнь. Перевозил суда с лесом, углем с черногорских разрезов, горюче-смазочными материалами и сельхозпродукцией. А еще - громоздкое оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС. Кстати, случись необходимость менять его, без судоподъемника не обойтись. Но это все история. Сегодняшний день примечателен лишь нечастыми рейсами по Енисею. В основном это суда с провиантом, идущие с юга на север края.

А тем временем уже много раз судоподъемник пытались законсервировать. Но если согласиться с этим, то нужно сознавать, что нет даже проекта консервации, неясен ее режим. Вопросов масса, нет только ответов на них.

Пока что остается одно: верить, что оживление экономики страны, о котором столько говорится со всех трибун, наконец-то проявит себя в реальной жизни. И если промышленность поднимется с колен, то будет что возить. В том числе и речникам. А значит, нужно беречь уникальное сооружение до лучших времен, не дать его разграбить. Команда судоподъемника продолжает верить, что это у них получится.

Красноярск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1231
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
771
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1487
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1437

Другие новости