А ВЕДЬ когда-то жизнь здесь кипела. В 1982 году госкомиссия приняла сооружение в постоянную эксплуатацию. Этому предшествовали долгие годы отладки оборудования, устранения проектных недоработок. Окончательного пуска судоподъемника все ждали с нетерпением - ведь главной его задачей была перевозка судов через плотину Красноярской ГЭС, из бьефа в бьеф. Навигация тогда продолжалась пять месяцев, с июня по октябрь. Пик загрузки пришелся на 1991 год. Тогда через плотину ГЭС перевезли за навигацию 611 судов. Работа шла круглосуточно. Но с того момента как обрезало.
Падение промышленного производства в стране и регионе обернулось резким снижением объемов перевозок. В последние три года навигация и вовсе урезана до одного месяца: с 3 сентября по 3 октября. В итоге в прошлом году было перевезено всего 78 судов. Ничуть не лучше виды и на нынешнюю навигацию.
Заказов на перевозку нет. Не может выручить и Енисейское речное пароходство, которое тоже не смогло сохранить прежние объемы перевозок по Енисею. Пояса приходится затягивать все туже. Из-за нехватки средств (а судоподъемник практически полностью финансируется из федерального бюджета) в последние годы совсем прекращены планово-предупредительные ремонты.
А ведь оборудование на комплексе сложное и нуждается в постоянном уходе. Однако безденежье вынуждает зимой выводить из эксплуатации всю ремонтную базу. Коллектив сокращен вдвое, до 100 человек. Но и после этого людей приходится отправлять в отпуска без содержания.
Сейчас коллектив судоподъемника своими силами заканчивает ремонтные и антикоррозионные работы. Все по минимуму, насколько хватает средств. В 1995 году был утвержден проект реконструкции сооружения, предусматривающий замену основных изношенных узлов и систем. Однако сейчас о его реализации говорить не приходится. Единственное, на что пока еще хватает сил, - это поддержание циклопического сооружения в работоспособном состоянии.
А объект действительно впечатляет: 3,5 тысячи тонн весит судовозная камера, 2,5 тысячи - поворотное устройство. Итого 5,5 тысячи тонн основных конструкций. Когда начальник управления эксплуатации судоподъемника Геннадий Василенок с грустью показывал мне свои владения, металлическую громаду приходилось разглядывать задрав голову. Сооружение - штучное по всем меркам. К примеру, шлюзов в России много, а судоподъемников больше нет ни одного. Есть в Европе, в Германии, но не такие мощные. Причем компоновочная схема, примененная в Дивногорске, нигде больше в мире не использована. По сути, судовозная камера является самоходным шлюзом. В нее загружаются суда, перевозимые через плотину ГЭС вверх и вниз по течению Енисея. Перевозить на плаву в камере можно практически любой корабль, кроме пассажирского, лишь бы он подходил по габаритам: не более 80 метров длина, не более 17 метров ширина и, главное, осадка в пределах 1,86 метра.
При необходимости можно в камеру загружать и сразу несколько судов. А дальше - передвижение из одного бьефа в другой со скоростью 20 метров в минуту. Причем сложность еще в том, что эта гигантская самоходная машина постоянно движется с уклоном. На каждых десяти метрах пути происходит подъем камеры на один метр, в результате чего перевозимое судно поднимается на высоту 100 метров. Поэтому к плавности движения требования особые. Никаких рывков и толчков быть не может, иначе можно раскачать воду в камере и просто выплеснуть перевозимое судно за борт.
Ответственность функций порождает и жесткость требований к персоналу.
Но и здесь проблемы. Коллектив сколачивали долго, годами. А вот рассыпается он на глазах. Средняя зарплата - 2300 руб. Понятно, она никого не прельщает. И уж тем более молодежь после вузов. Люди уходят, как только находят работу поденежнее. Правда, костяк профессионалов пока что сохранить удается, на него-то вся надежда, быть может, последняя.
Трудяга-судоподъемник много успел за свою жизнь. Перевозил суда с лесом, углем с черногорских разрезов, горюче-смазочными материалами и сельхозпродукцией. А еще - громоздкое оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС. Кстати, случись необходимость менять его, без судоподъемника не обойтись. Но это все история. Сегодняшний день примечателен лишь нечастыми рейсами по Енисею. В основном это суда с провиантом, идущие с юга на север края.
А тем временем уже много раз судоподъемник пытались законсервировать. Но если согласиться с этим, то нужно сознавать, что нет даже проекта консервации, неясен ее режим. Вопросов масса, нет только ответов на них.
Пока что остается одно: верить, что оживление экономики страны, о котором столько говорится со всех трибун, наконец-то проявит себя в реальной жизни. И если промышленность поднимется с колен, то будет что возить. В том числе и речникам. А значит, нужно беречь уникальное сооружение до лучших времен, не дать его разграбить. Команда судоподъемника продолжает верить, что это у них получится.
Красноярск