- Леонид Игоревич, накануне выборов главы местного самоуправления Волжского района, где против вас голосовали 60% избирателей, вы предложили своего кандидата, с которым у вас, по вашим словам, полное взаимопонимание. Есть еще один кандидат, говорили вы на встрече с районным активом, - это депутат Госсобрания Трудолюбов, который активно борется с Маркеловым: "если он изберется, я не понимаю, как буду с ним работать. Я ему не доверяю. Он выступает против меня". Выбрали Трудолюбова. Как вы с ним работаете?
- Я доволен тем, как работает Евгений Николаевич. Это один из тех глав, который хочет, чтобы в район пришли предприниматели, инвесторы. Недавно он выступал на совещании правительства, посвященном началу весенне-полевых работ, с полным пониманием тех задач, которые стоят перед аграрно-промышленным комплексом республики. Он здраво рассуждает: инвестиции, кредиты, товарные кредиты в виде ГСМ, семян или удобрений должны получать те хозяйства, которые все это вернут, а не те, которые только и ждут, как бы все это побыстрее разворовать... Поэтому сейчас с Трудолюбовым полное взаимопонимание. Я поддерживаю его и буду помогать.
- Вы проработали президентом 100 дней. Успели оценить глав не только на взгляд, но и на умение. Оценили эффективность и самой системы муниципальной власти в условиях дотационной республики. Как вы считаете, глав нужно выбирать или назначать?
- Назначать.
- Чьи интересы будет защищать назначаемый глава: ваши или народа?
- Президент республики избран народом. И его задача - выполнить за четыре года те обещания, которые он дал народу.
- Тогда вся вертикаль власти будет держаться только на порядочности президента?
- И на законе. Кандидата в президенты, поддерживаемого народом, трудно задавить административным ресурсом. Все находится под пристальным вниманием федеральной власти. На этом уровне закон уже начал работать. А в деревне, в районе кто проконтролирует? Там свои законы, и избрать можно кого угодно. Другое дело, что глава сельской администрации всегда будет работать с президентом и выполнять его указания, потому что район целиком зависим. И зачем заниматься фарисейством, когда ясно, что главы зависимы. Легче его назначить, чем тратить деньги на выборы.
- А как быть с местным самоуправлением, с той властью, до которой каждый может дотянуться?
- Местное самоуправление было введено в нашей республике в конце 1996 года административным путем. Вряд ли кто-нибудь тогда вникал, что это такое, как оно формируется и как будет воспринято людьми. Законодательная база слабенькая. В России-то, кроме теоретиков, до сих пор толком никто не знает, что нужно делать с местным самоуправлением. На каком уровне его создавать. Может быть, на самом низовом: в селах, в деревнях, в поселках? У нас начали с районного уровня... А муниципальная власть - это очень специфический институт. Глава выбирается тайным голосованием на четыре года. Он обладает такими же правами, как и глава субъекта Федерации, только не у всякого главы района в Марий Эл есть своя бюджетообразующая база. А муниципальные образования нужно создавать тогда, когда субъект обеспечивает себя. А у нас есть районы, где бюджетообразующая база - это республиканский бюджет. По сути дела, дотации. Вот есть Килемарский район. Там ничего нет, кроме главы.
- Никаких производств?
- Есть производства, но они все "лежат". Район в доход ничего не дает, а главе машину нужно, замы ему нужны, депутатам собираться где-то нужно. Единственное поступление - подоходный налог, который образуется в результате трансфертов региональной власти на зарплату врачам, учителям. А есть промышленные центры - Волжск, Йошкар-Ола, где есть налогооблагаемая база. Работает завод, платит налоги, и тогда можно решать проблему строительства детского сада, стадиона, клуба. Во всем мире этим занимается муниципальная власть. Это я приветствую. А когда район полностью раздет, когда там нет ни одного предприятия, которое бы платило налоги... Поэтому мэра Йошкар-Олы нужно избирать, мэра Волжска нужно избирать, а главу Килемарского района нужно назначать.
- Вы как-то говорили об укрупнении районов...
- Я бы их укрупнил. Есть Волжск и Волжский район. Есть Козьмодемьянск и Горномарийский районы. И обе администрации находятся в городе. Вот только один аргумент "за": сейчас начинаются весенне-полевые работы. Волжскому району тяжело, а так бы глава городской администрации отвечал за весенне-полевые работы. Взял часть крепких предприятий и попросил бы их поддержать сельские хозяйства. А сейчас Волжск никакого отношения не имеет к Волжскому району. Так же с налогооблагаемой базой. В Волжске налогов больше, а Волжском районе - меньше. Объединить их, и трансфертов нужно меньше.
- Вы возглавили, по сути, "обанкротившуюся" республику: счет Минфина РМЭ был арестован за долги, а на 90% всех промышленных предприятий выставлена картотека. Что изменилось с вашим приходом?
- Мы начали платить долги, увеличили поступление собственных доходов в бюджет республики на 180,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, разработали план реструктуризации задолженности промышленных производств, разработаны инвестиционные проекты, направленные на реанимацию АПК, такие, как "Молоко", в работе программа "Бройлерное птицеводство", "Марийский картофель", "Машинно-технологические станции". Буквально несколько дней назад мы вернули "Росрезерву", арестовавшему счет Минфина, товарный кредит, который взял Кислицын еще три года назад и не вернул. Он ничего не возвращал никому. А сейчас ведем переговоры о частичном списании пени и штрафов. Долг перед "Росрезервом" порядка 45 миллионов. И 44 миллиона мы были должны "ЛУКОЙЛу", который нас буквально раздел перед посевной, потому что этот долг тоже пришлось возвращать. Сейчас мы берем кредиты и беспроцентную ссуду, которые Минфин РФ дал, и будем брать кредит в Агропромбанке.
- Республика много должна за электроэнергию. Но, с другой стороны, пахотные земли республики выведены из пользования пролегающими по Марий Эл ЛЭП-500, нефте- и газопроводами. Чебоксарская ГЭС стерла с карты республики целые поселки со всеми полями и лугами. Можно ли спросить с РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром" за потраву пахотных земель?
- У нас такая система власти в России, что мы ни с кого из них спросить не можем. Пока не можем. Если бы труба газопровода "Уренгой-Помара-Ужгород" проходила через суверенную Белоруссию, то "Газпром" платил бы и платит, как миленький, и никуда не денется. А нам он только диктует свои условия. Все дело в том, что этот вопрос в России законодательно не решен.
- И никогда не решится?
- Я думаю, что решится. Чебоксарская ГЭС - это объект РАО "ЕЭС России", которое нас в упор не видит и только требует, чтобы мы ежемесячно платили за потребляемую энергию и платили долги, которые копились десятилетиями. Мы должны РАО "ЕЭС России" 800 миллионов рублей, а у нас претензий к энергетикам на 3 миллиарда, но нас никто не слышит. Я писал на имя Анатолия Чубайса бумагу и даже получил ответ: "Дорогой друг! Спасибо, что вы начинаете платить нам..." А в ответе по инвестициям сказано, что денег у них нет, и они ничего не будут нам давать. В прошлом году получили 10 миллионов на три региона: Чувашию, Нижний Новгород и Марий Эл. А у нас работ только по ликвидации последствий, по оценке независимых экспертов, на 2 миллиарда 800 миллионов. Есть такое понятие: правопреемственность. Я же принял долги своего предшественника и не отказываюсь платить, а они завладели такими компаниями и не хотят платить.
- Вы можете хотя бы обозначить эту проблему на Госсовете при президенте России, или глава дотационного субъекта Федерации не имеет права там рот открывать?
- Мой голос должен быть услышан, поэтому я обязательно буду обращаться с этим вопросом к президенту. Нельзя позволять монополиям душить регионы. Республика закабалена. Положение очень тяжелое. Мы сейчас подтягиваем платежи, стараемся платить, но у нас нет сил. Возвращение долга "Газпрому" и РАО "ЕЭС России" - это не проблема Республики Марий Эл. Это государственная проблема, которая длительное время не решалась, как не решались проблемы по трубопроводам, по ЛЭП, по Чебоксарской ГЭС. Уничтожено огромное количество пахотных земель. Если бы мы сдали в аренду эти пахотные земли, мы бы уже имели больше, чем должны сегодня.
- Национальная республика - это национальные проблемы. Как вы решаете эти проблемы?
- Национального вопроса в Республике Марий Эл нет. Это надуманная проблема. О ней очень громко кричат те, кто не получил постов в моем правительстве, но я формировал правительство не по национальному признаку, и если сегодня министр экономики - мариец, министр торговли - мариец, министр культуры - мариец, то только потому, что они умеют профессионально исполнять свои обязанности. Какие еще ко мне претензии? Я должен заставить всех поголовно учить марийский язык? Этого никогда не будет. Моя задача - предоставить возможность каждому, кто желает его изучать. Такое право предоставлено: в каждой школе есть учитель марийского языка.
Йошкар-Ола