ПОХОЖЕ, после вступления в НАТО Литвы и в результате отсутствия между Москвой и Вильнюсом ратифицированного международного соглашения по транзиту через Литовскую республику грузов и людей из Калининградской области единственное в России предприятие по производству средств автоматизации газоснабжения ООО "Калининградгазавтоматика" окажется на грани катастрофы.
НА ЗДОРОВЬЕ, "ДЕДУШКА!"
- В прошлом году завод выпустил продукции с прибылью на 86 миллионов рублей, - рассказывает директор "Калининградгазавтоматики" Михаил Карапыш. - За квартал нынешнего года - почти на 31 миллион. Средняя заработная плата на предприятии, по калининградским меркам, нормальная - 3 500 рублей.
"Калининградгазавтоматика" - дочернее предприятие российского АО "Газавтоматика", то есть "внучка" "Газпрома", без которой "дедушке" сегодня не обойтись. Так уж сложилось, что все основные приборы системы средств контроля и автоматизации производства, начиная от добычи до поставки газа на рынок и на экспорт, делаются только в Калининграде. С помощью калининградских приборов и технологического оборудования инженеры контролируют газовый поток от места добычи в районах Крайнего Севера и Сибири до Европейской России и Западной Европы, следят, чтобы у "дедушки" "Газпрома" было хорошее здоровье и не произошло в его организме обрывов газопроводов, вредных выбросов газа, а в итоге - и экологических катастроф.
На заводе выпускается 60 видов продукции. Многие из них нигде в СНГ больше не производятся. Портфель заказов "Газавтоматики" забит до отказа на три года вперед. О качестве продукции говорит, например, вручение "Калининградгазавтоматике" 21 декабря прошлого года международного сертификата качества признанныме европейским лидером оценки конкурентоспособности - германским центром сертификации TUV CERT.
Особой гордостью завода является новая продукция: технологический комплекс, выпущенный по лицензии французской фирмы "Шнейдер Электрик", - распределительный щит высокого напряжения "MСset" мощностью 6-10 киловольт. Первая партия этого оборудования отправлена на Ямал для монтажа в компрессорных станциях газового месторождения "Заполярное". Еще два комплекта "MСset" готовы к отправке на Ямал. Но сначала им надо пройти таможню...
В российский Калининград - по литовским визам?
- Мы освоили технологическое оборудование не только для нашего родного "Газпрома", но и для энергетиков, - рассказывает главный инженер "Калининградгазавтоматики" Валерий Захаров. - Ведь те же распределительные устройства высокого напряжения можно использовать для контроля и управления трансформаторными подстанциями во многих городах Дальнего Востока и Сибири, испытывающих, как, например, в свое время Приморье, энергетический кризис. Но вот беда: те же самые комплектующие изделия для этого оборудования дешевле завезти морским транспортом из Франции, чем отправить через Москву по территории Литвы железной дорогой. Сегодня нам, калининградцам, даже выехать в командировку в столицу для решения производственных вопросов непросто. В последние годы мы чувствуем себя оторванными от всей России. А тут еще литовцы с 2003 года намерены ввести визы для калининградцев.
Кстати, информацию о том, что с 1 июля 2003 года калининградцам придется ездить по транзитным визам через Литву в Россию, а россияне с материковых регионов вынуждены будут обращаться за визовой поддержкой, чтобы попасть в Калининград, подтвердил и руководитель представительства МИДа в Калининградской области Артур Кузнецов после завершившегося на днях очередного тура переговоров с литовским МИДом. Оказывается, после визита Валдуса Адамкуса в Кремль к Владимиру Путину, а затем и в Калининград к губернатору Владимиру Егорову, после официальных встреч и громких заявлений на самом высоком дипломатическом уровне вплоть до лидеров Евросоюза и посланцев из комиссии Европарламента по Калининградскому вопросу, что калининградцы после вступления Литвы в Северо-Атлантический альянс свободно смогут перемещаться по территории своих ближайших соседей, - после всего этого в Вильнюсе на днях состоялось заседание литовского правительства, на котором выработана официальная позиция о переходе на полномасштабные визовые отношения с Россией. По мнению правительства Литвы, с 1 июля 2003 года калининградцы должны пересекать границу только по транзитной визе и загранпаспорту. И даже чтобы проехать по железной дороге в Смоленск или Москву, придется посещать Литовское консульство в Калининграде и платить 5 долл.
СОСЕДЕЙ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ
Теперь представьте себе, сколько придется помучиться заказчикам "Калининградгазавтоматики", к примеру, из Якутска, чтобы добраться сюда и подписать с директором Михаилом Карапышом договор на поставку нового технологического оборудования. И вот теперь, если придется его заменить, нужно мчаться в далекий Калининград с Урала или Сибири, обязательно делать остановку в Москве или Санкт-Петербурге и идти за визой для проезда на Балтийское побережье в Литовское консульство.
- А ведь Литва, - сетует Михаил Карапыш, - тоже потребитель нашей продукции, мы соседям поставляем газобаллонную аппаратуру для легковых автомобилей и грузовиков. Кроме этого, литовцы используют газ и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Я, конечно, не политик, а хозяйственник, поэтому считаю, что у нашего правительства есть рычаг давления на Литву. И его обязательно нужно использовать. Во что бы то ни стало надо проявить нашему правительству не только мудрость, но и волю, подписать взаимовыгодное добрососедское международное соглашение по транзиту из Калининграда в Россию грузов и людей. Этот документ должен быть не дискриминационным для нас, калининградских производителей продукции, и населения, и не только Калининградской области, но и для всех россиян. И еще: нашим доблестным калининградским таможенникам давно необходимо упростить порядок вывоза продукции из региона, которую мы поставляем в Россию на внутренний рынок и почему-то вынуждены платить таможенные подати. Как правило, не менее трех суток приходится тратить только на таможенное оформление. Непонятно, зачем сначала на таможенном терминале в Калининграде производить досмотр грузового или железнодорожного автотранспорта, а затем эту же операцию делать на выезде из области в Литву. Не проще ли все эти процедуры осуществлять один раз либо в Калининграде, либо на границе? Из-за этого завод теряет многое.
Судьба "Калининградгазавтоматики" типична для самой западной области РФ. На этой территории немало успешно действующих предприятий, крупнейшие грузовые порты Балтики, бывшая оборонка, которая пошла в последние годы успешным конверсионным путем.
И все это - реальный экономический и промышленный потенциал России. Проблема в одном - перевозя людей и грузы транзитом через Литву, калининградский анклав вынужден действовать так, будто вывозит свою продукцию в далекую заграницу. Очевидно, что Литва просто хочет с выгодой для себя использовать географическое расположение между двумя территориями РФ. Но ведь и мы не лыком шиты. Пришло, очевидно, время для применения адекватных мер.
Калининград