-ИВАН МИХАЙЛОВИЧ, сегодня в зоне ответственности Северо-Кавказского регионального центра МЧС напряженность порождают не столько природные катаклизмы, сколько социальные, а для ваших солдат и офицеров работа в Чечне - это не война, а повседневная работа в своем регионе.
- Если вы были в Чечне, в израненном Грозном, то представляете, как работается там среди минных полей и развалин, где все пропитано кровью и где каждый шаг небезопасен. А наши спасатели и в таких условиях обеспечивают жизнедеятельность "островков жизни", куда с раннего утра идут люди - за водой, пищей, одеждой и медицинской помощью. А те, кто просто не в силах дойти до ближайшего пункта питания и вконец ослабленные остаются в своих подвалах, спасатели отыскивают, приносят им еду и одежду. И таких несколько сот человек, в основном старики. В прошлом году нам удалось создать в Чечне структуры МЧС, аварийно-восстановительный отряд и поисково-спасательную службу. Наши специалисты занимаются не только мероприятиями по жизнеобеспечению населения, но и ведением радиационно-химической и биологической разведки, разминированием местности, а при проведении диверсионно-террористических актов ведутся и спасательные работы. Одно из самых опасных дел, требующее высокого профессионализма и мужества - разминирование. Так, группе саперов, возглавляемой Сергеем Остапенко, было поручено общее руководство разминированием селения Комсомольское. В это время разведрота проводила в селе "зачистку", и для обеспечения доступа к развалинам необходимо было обезвредить не одну сотню неразорвавшихся боеприпасов. Под постоянными автоматными очередями саперам удавалось ежедневно обезвреживать от 400 до 800 кассетных боезарядов, снарядов и других опасных предметов. Всего их было уничтожено более 5,5 тысяч. В группе офицера Остапенко все саперы - солдаты срочной службы. Сколько их, молодых и необученных, Сергей научил обращаться с самыми опасными предметами войны! И, глядя на этого всегда открытого человека, трудно представить, что он каждый день прикасается к смерти. Возможно, кто и помнит необычный случай (об этом писала вся пресса) - обезвреживание неразорвавшейся гранаты в теле солдата. Это была уникальная операция, которую проводили военные медики в госпитале, развернутом на окраине Грозного. Операция прошла успешно, и среди героев - Сергей. Недавно он был награжден орденом Мужества. Отмечу, что в Чечне в основном работают такие профессионалы своего дела, как Остапенко. Работают не ради денег (за одну обезвреженную бомбу выплачивают 15 рублей┘ на всех), а во имя спасения людей.
- Как относятся к спасателям в Чечне?
- На мой взгляд, неплохо, с пониманием. Ведь наша работа проходит на глазах у всех. Мы постоянно доставляли и распределяли чрезвычайную и гуманитарную помощь. В короткие сроки организовали в республике систему питания, и тысячи людей только в Грозном получали горячую пищу. С большим риском для жизни обеспечивали население водой, находили в подвалах обездоленных и при возможности эвакуировали их к родственникам в другие регионы. Обезвреживали емкости с опасными химическими веществами и ликвидировали последствия терактов с их использованием. Нами разминированы тысячи квадратных метров. До недавнего времени мы также занимались обнаружением и захоронением тел (сейчас этим занимаются местные власти). Так что население знает о нашей работе не понаслышке. Что же касается боевиков, то их ничто не останавливает - они занимаются и обстрелами, и нападениями.
- Иван Михайлович, а в целом каким для вас был последний год для Северного Кавказа?
- Этот год не стал для нас лучше либо легче предыдущего. Вот несколько цифр: население территории 145 раз подвергалось воздействию природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой гибель 148 человек. А всего в ходе ЧС пострадали более 5,5 тысяч человек. Материальный ущерб составил 2 миллиона рублей. Наиболее сложными чрезвычайными ситуациями явились теракты в Пятигорске и Невинномысске, авария на шахте в Ростовской области, сели в Тырныаузе и на Транскавказской магистрали, гидрологические явления (заморозки, засуха и шквальные ветры с дождем и градом), охватившие значительную часть территории региона, нашествие летом саранчи. Тырныаузская трагедия, которая произошла в июле прошлого года, даже по мировой статистике была самой крупной по сходу селей в последнее время (около 5 миллионов кубометров). Город сильно пострадал, и прошел, конечно, не столь большой срок, чтобы выполнить весь объем восстановительных работ и полностью залечить нанесенные стихией раны. Но сделано уже немало. А главное, удалось сравнительно быстро привести в порядок и задействовать все системы жизнеобеспечения населения. Если пройти по главному проспекту города, Эльбрусскому, по той части, что попала под сель, то о затоплении напоминают лишь отметины, оставшиеся на неремонтировавшихся еще фасадах домов. Обращает на себя внимание и пустующая, но очищенная территория бывшего рынка, который будет строиться заново. В остальном все, как было до стихии - чистые тротуары. По всему городу восстановлены дороги, мосты, пешеходные переходы. Я на днях был в Тырныаузе и скажу, что город обустраивается и становится респектабельнее, чем был до трагедии. И в этом прежде всего заслуга президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова. Именно благодаря усилиям правительства республики все пострадавшие за короткое время были обеспечены жильем. Сегодня для безопасности Тырныауза предпринимается все необходимое. Продолжаются работы по расчистке реки Баксан, а также по восстановлению и реконструкции селепропускного лотка.
- Чем, по прогнозам МЧС, грозит природа Северному Кавказу?
- До 2003 года на Северном Кавказе вполне вероятны землетрясения. Они, как вы знаете, были в прошлом году и в Дагестане - там от подземных толчков пострадало более 1,6 тысячи домов. Да и в этом году толчки снова были в Дагестане, "тряхануло" Кубань, Ставрополье и Карачаево-Черкессию. В Сочи с периодичностью в два-три месяца проходит один толчок силой в три-четыре балла. И вообще район Сочи, по нашему "учету", сейчас проходит по 9-балльной шкале чрезвычайности. Да что там Сочи, у нас уже до Волгограда район сейсмичности распространяется!
- Но ведь на берегу Цимлянского водохранилища в Ростовской области сейчас запускают атомную станцию...
- Не волнуйтесь, если будет землетрясение, то меньшей балльности, чем на Черноморском побережье. А вообще Донской край в этом плане относительно спокоен: сюда лишь будут докатываться отголоски землетрясений. На сегодня у нас разработан подробный план ликвидации последствий возможного землетрясения на территории всего региона по нескольким вариантам, созданы необходимые запасы материальных средств. Но "горячие точки" порождают не только природные катаклизмы. На Северном Кавказе обозначилась зона повышенной опасности для населения не только из-за возможных землетрясений. Не меньшее беспокойство вызывает Чеченская Республика, вопросы, связанные с ее обустройством. И, конечно же, возможность терактов. Все это накладывает на нас, спасателей, дополнительную нагрузку.
- А на чем базируются прогнозы МЧС?
- При прогнозировании мы используем данные, которые нам дает Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, а также Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и метеостанции, которые еще сохранились в некоторых субъектах. Обобщая все эти данные, а также используя определенную статистику, где и в какой период может случиться ЧС, мы ежемесячно делаем прогноз. Как правило, он подтверждается в среднем на 70-80%. Это позволяет нам предпринять определенные действия. Большое внимание уделялось и подготовке спасателей. За последнее время у нас подготовлено 406 классных специалистов. Из них трое удостоены звания "Спасатель международного класса", 84 спасателям присвоена 1-я классная категория. А на Всесороссийских соревнованиях спасателей сборная Северо-Кавказского центра заняла третье место. Так что девиз "Предотвращение, спасение, помощь", начертанный на знамени МЧС, подкрепляется конкретными делами.
Ростов-на-Дону