НА НЕДАВНЕМ заседании Законодательного собрания Карелии депутатам был представлен ежегодный доклад главы республиканского правительства Сергея Катанандова "О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей РК по итогам 2000 года". Одновременно палата представителей парламента должна была рассмотреть катанандовские поправки в текст республиканской Конституции, связанные с названием высшего должностного лица региона.
Тут действительно получился весьма серьезный казус, не имеющий юридических прецедентов. По настоянию депутатов палаты республики, должность руководителя исполнительной власти Карелии с момента введения в действие новой редакции Основного закона переименована из "председателя правительства" в "главу". Между тем за самим двухпалатным парламентом срок полномочий сохранен до очередных выборов будущего однопалатного Законодательного собрания, что вполне справедливо. Точно так же следовало бы поступить и в отношении председателя правительства, чтобы избежать возникших конституционных перекосов. Ведь наделение новоиспеченного главы Карелии дополнительными властными функциями фактически вошло в противоречие с итогами прежних выборов, на которых избиратели голосовали за "председательский" статус руководителя республики.
В случае признания Сергеем Катанандовым нового наименования своей должности, он, по его собственным словам, становится "самозванцем". Потому, подписав поступившую к нему редакцию Основного закона, он в порядке законодательной инициативы предложил внести в его текст изменения и дополнения, более отвечающие нормам федерального законодательства. В частности, пункт о сохранении полномочий как председателя правительства, так и действующего карельского кабинета министров "до дня вступления в должность главы республики", избранного уже в соответствии с новой Конституцией. Сделано это было еще до момента вступления ее в действие, что буквально тут же вызвало ответную реакцию.
Согласно вступившей в силу Конституции РК с подобными законодательными инициативами вправе выступать именно глава республики, но не упраздненный председатель правительства. Для разрешения столь неординарной ситуации в случае отказа палаты представителей утвердить поправки Сергею Катанандову оставалось бы заявить о своей отставке, чтобы избираться на новый пост.
Видимо, такому повороту событий помешали три обстоятельства. Во-первых, дублирующий катанандовские поправки протест на несоответствие ряда положений новой Конституции РК федеральному законодательству в законные сроки подал прокурор Карелии Владимир Панасенко. Во-вторых, конституционный комитет палаты представителей парламента выразил готовность принять предложенные поправки. В-третьих, сам Сергей Катанандов получил высокое назначение в члены президиума Госсовета РФ, а потому потерял всякий интерес к игре в "отставника", вовсе не одобряемой президентом России Владимиром Путиным.
Тем не менее вопрос о нелепом конституционном казусе пока так и не снят. Доклад Катанандова парламентарии широко обсудили, высказали массу полезных критических замечаний, в общем, поработали весьма конструктивно, несмотря на оставшиеся разночтения по названию его должности. Их рассмотрение отложено до обсуждения прокурорского протеста в Верховном суде Карелии. Так что условная легитимность члена президиума Госсовета РФ Сергея Катанандова все еще в подвешенном состоянии.
Петрозаводск