- CЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, что может означать для демократических сил, в частности для "ЯБЛОКА", перспектива укрупнения российских политических партий и сокращения их числа?
- Думаю, что настроение людей, большинство из которых считают, что в России должна быть не многопартийная, а "малопартийная" система - это объективная потребность, и она так или иначе будет реализована - будет ли принят закон о партиях, или нет.
"ЯБЛОКО" имеет устойчивую позицию в обществе. Безусловно, мы сегодня не можем на равных соперничать с коммунистами или партией власти, но мы имеем свою устойчивую долю голосов избирателей. Наш перспективный электорат я оцениваю в пределах 10-15%. Набираем мы около 7%, что-то у нас отнимают в процессе подсчета голосов - наверное, половину. Думаю, что примерно такой же потенциал есть у СПС, если оно справится со своими внутренними организационными проблемами. СПС сегодня не партия, это - движение, которое состоит из 9 различных организаций. Процесс создания единой партии очень сложен и долог, по нашему опыту мы это хорошо знаем.
- На мой взгляд, 10-15%, о которых вы говорите, обеспечивает "Яблоку" в основном деятельность московского ядра, а не региональных организаций. Вы согласны, что КПРФ более активно ведет работу в регионах?
- Думаю, неправильно сегодня говорить о том, что существующие в России партии остаются лишь московскими. Вот данные опроса, который проводил Фонд общественного мнения в конце прошлого года. Людей спрашивали, деятельность каких партий заметна в регионах. Чаще всего называли КПРФ - 25%, "Единство", ЛДПР (10-15%). Но есть здесь и "ЯБЛОКО" - 7%.
Наши региональные организации действуют, конечно, не так, как КПРФ, и мы не можем сегодня собрать 25% голосов, как они. У нас нет сегодня такого потенциала. Да и страна не такая. В бедной озлобленной стране очень сложно бороться с коммунистической агитацией. Мы заметили: где более-менее решаются социально-экономические проблемы, там сразу растет процент голосующих за "ЯБЛОКО". Наш принцип, который имеет не только общеполитический и общечеловеческий характер, но и практический смысл, состоит в том, что, чем лучше ситуация в стране, тем лучше. Именно поэтому мы пытаемся взаимодействовать с властью независимо от того, как мы к ней относимся, - чтобы улучшить ситуацию в стране.
- Как меняется поддержка "ЯБЛОКА" в регионах в последнее время - вы приобретаете сторонников или наоборот?
- В последний год в стране резко возросла потребность в демократических ценностях. У людей впервые появился страх за свою личную безопасность, страх перед правоохранительными органами, чего не было многие годы. Ведь в стране, по сути дела, создается полицейское государство, которое пронизывает всю жизнь общества: и экономику, которая сегодня полностью подавлена, когда заниматься бизнесом может только тот, кто находится в близких отношениях с властью, и всю жизнь человека, его личную деятельность, общественные функции. Когда страна выбирала Путина, в обществе была колоссальная потребность в сильной руке. За прошедший год люди поняли, что это не совсем то, что они имели в виду. Сейчас говорят уже не о сильной руке, а об умной голове, о том, что порядок надо наводить в том числе и в государстве, что нужно что-то делать с чиновниками, которые никому не подконтрольны и, как огромный насос, выкачивают все ресурсы из страны.
Все это способствовало росту политического потенциала "Яблока" и вообще всех демократических сил, которые выступают за демократические ценности, за права человека, за гражданское общество, за контроль над государством и т.д. Если говорить о практических последствиях, то самый яркий пример - осенние региональные выборы прошлого года. На самых напряженных - губернаторских - выборах в основном побеждал Кремль. Демократические партии на смогли этому всерьез противостоять.
- В чем же тогда реализовался на этих выборах рост потенциала демократических сил, о котором вы говорите?
- Чистых побед у нас не было, то есть ни одного губернатора - члена "ЯБЛОКА". Мы это знали заранее, отдавали себе отчет в том, что нам сегодня сложно решать такие задачи. И поэтому делали ставку на поддержку тех кандидатов, с которыми у нас были соглашения. Из тех, кого мы поддерживали, шесть человек стали губернаторами, мэрами крупных городов. Самый яркий пример - Юрий Трутнев, который выиграл губернаторские выборы в Перми. Мы поддерживали губернатора Игоря Фархутдинова, который победил на Сахалине, адмирала Егорова, который выиграл в Калининграде, Сергея Собянина в Тюмени. И по большинству из этих регионов у нас есть соглашение с губернаторами о том, что наши люди будут работать во взаимодействии с властью, получать определенные позиции в региональных органах власти.
- Можно ли уже говорить о том, как выполняют эти соглашения губернаторы?
- Пока рано. Система власти в этих регионах еще только формируется. Но, судя по предварительной информации, можно говорить о конструктивном и позитивном взаимодействии, поэтому у нас нет разочарования по этому поводу. Вот яркий пример: в Краснодаре - казалось бы, "красный пояс", в котором победил наследник "батьки Кондрата", однако губернатор Ткачев предложил пост представителя губернатора в Законодательном собрании края со статусом вице-губернатора руководителю краснодарской организации "ЯБЛОКА" Мурату Ахеджаку.
Большое внимание мы сосредотачивали на выборах в региональные Законодательные собрания. Примерно 60 членов "ЯБЛОКА" стали депутатами Законодательных собраний всех уровней. Мы хотели большего, но встретили очень жесткое противодействие. Сегодня роль Законодательных собраний субъектов Федерации понята не только высшей властью, но и региональными элитами, в том числе полукриминальными и криминальными.
Серьезных успехов мы добились на выборах в местное самоуправление. В одном Петербурге мы провели человек 200 в органы местного самоуправления, и так во многих регионах. Кстати, в мае или июне этого года мы планируем созвать совещание наших депутатов всех уровней - Госдумы, Законодательных собраний регионов, местного самоуправления, мэров городов.
"Яблоко" впервые за долгие годы получило 10 постов мэров. В городе Кропоткине Краснодарского края мэр, который был избран три года назад, сейчас переизбран 75% голосов. Наш кандидат стал мэром города Зеленокумска Ставропольского края - тоже "красный пояс". Это во многом иллюзия и миф, что существуют какие-то "заповедники" коммунистов. Если власть делает что-то реальное, популярность коммунистов быстро падает.
- Выступление Елены Мизулиной за объединение "ЯБЛОКА" и СПС закончилось конфликтом. Но закрывать глаза на необходимость объединения демократических сил невозможно. Реально ли, по вашему мнению, сегодня такое объединение и насколько глубоким оно может быть?
- Я думаю, что вокруг этого вопроса очень много спекуляции и мифов. Надо разобраться, о чем идет речь. Чего от нас ждут: чтобы где-нибудь в регионе организации "ЯБЛОКА" и СПС собрались вместе и полгода определяли, кто будет руководителем в этой организации? Или все-таки речь идет о совместных политических действиях?
В этом смысле объединение налицо. Весь 2000 год мы проводили совместные политические акции. Это и защита НТВ, и закон о прокуратуре, и поправки в УПК, и земельный кодекс, и налоговая реформа. Сегодня коалиция есть, она сложилась, особенно ярко это проявилось в Думе. Очень неплохих результатов добилась наша коалиция на региональных выборах - это второе. И третье: мы не исключаем возможность формирования единого списка на выборах 2003 года. А вопрос об объединении наших региональных организаций является частным, второстепенным и сегодня совершенно неактуальным, хотя бы потому, что СПС должно сначала создать партию.
- Федеративная реформа, которая проводится уже несколько месяцев, с одной стороны, преследует благие цели, в частности умерить самовластие губернаторов, ставших за 10 лет региональными царьками. Но, с другой стороны, регионы за эти 10 лет научились - плохо ли, хорошо ли - жить самостоятельно. Не отобьют ли им руки этой реформой?
- Конечно, надо было решать проблему ликвидации этих удельных княжеств и ограничения власти феодальных баронов. Но, как всегда, сделали это так, что породили массу других проблем. У нас была четкая и ясная позиция. Мы считали, что членов Совета Федерации должно избирать прямым голосованием население территорий. "Яблоко" вносило соответствующий законопроект, он набрал 100 голосов. Мы отдавали себе отчет в том, что в нынешнем политическом раскладе добиваться чего-то можно, только каким-то образом модифицируя инициативы президента. Поэтому мы поддержали его концепцию, имея в виду, что она временная, что решается прежде всего задача ограничения политического влияния и роли губернаторов. Сегодня мы предлагаем такой подход: вы ограничили губернаторов политически, но дайте им экономические возможности. Пусть они работают, чтобы каждый регион зарабатывал себе деньги, и не надо у них отбирать все заработанное, потому что это подрывает всякие стимулы дальнейшего роста. Если же вместо этого будет проводиться линия на полное экономическое подчинение регионов, это и будет формирование того самого унитарного полицейского государства, в котором мы жили очень долго.
Москва