0
987
Газета Регионы России Интернет-версия

10.02.2001 00:00:00

Рабы виртуального бизнеса

Тэги: Екатеринбург, маркетинг, бизнес


...СНАЧАЛА были "Гербалайф" и "Мэри Кей". Потом народ пачками покупался на заграничные таймшеры. Теперь появилась очередная мышеловка - электронная коммерция. Собственно, сам по себе этот вид продаж - виртуальным способом, через интернет-магазины - уже зарекомендовал себя с положительной стороны и во всем цивилизованном мире переживает настоящий расцвет. По крайней мере общий объем только дистанционных продаж в 2000 г. составил около 40 млрд. долл.

Но мы еще только подтягиваемся к цивилизации. И слишком много на этом этапе желающих поживиться с помощью чужого незнания. Тем более на периферии, где так много безработных, а работающие зачастую получают такую зарплату, что в поисках приработка готовы попробовать себя в любой многообещающей авантюре┘

Один из идеальных способов уговорить человека прийти на презентацию - телефонный звонок домой. Вежливый голос интересуется, не звонили ли вы ему по поводу высокооплачиваемой работы. Нет? Странно - на автоответчике-определителе высветился именно ваш номер. Впрочем, возможно, произошла ошибка, но раз вы не интересуетесь высокими доходами и перспективным бизнесом...

Народ легко покупается на заманчивые формулировки. Что стоит на пять минут заскочить в офис новой екатеринбургской компании и узнать подробности? Именно на этом этапе многие и становятся невольными рабами сетевого маркетинга. А отказавшиеся от сомнительного бизнеса подвергаются настоящему террору - ночные звонки, угрозы, уговоры...

Для проведения расследования корреспонденту пришлось, что называется, на время сменить профессию. Отказаться от официального получения информации я была вынуждена потому, что в интернет-клубе под названием "Аве-Мария" никто не собирался открыто делиться с прессой тайнами привлечения клиентов.

Итак, я - домохозяйка с высшим педагогическим образованием, бухгалтерскими курсами и 4-летней дочкой. Мне хочется востребованности и независимости - финансовой, внутренней...

В большом офисе с десяток столиков, за каждым общаются пары. Меня обязали указать в анкете адрес, контактные телефоны, возможные "явки", последнюю зарплату в у. е. и наличие желания зарабатывать 10 тыс. долл. в месяц. Между делом посулили: мне - двухэтажный домик во Франции, ребенку - гувернантку, мужу - капитал для расширения бизнеса. А потом долго и туманно, но крайне дружелюбно и терпеливо объясняли суть электронной коммерции.

Однажды коммерсанты из ирландского Дублина поняли, что с электронной коммерции можно без особых затрат снимать жирные пенки, и создали компанию Ipsum (в переводе с латыни - "быть самим собой"). В разных городах у фирмы есть свои интернет-клубы, в Екатеринбурге это "Аве-Мария".

Ipsum заключает партнерские соглашения с мировыми производителями потребительских товаров и представляет продукцию от зубных щеток до автомобилей на сайте (электронной страничке) в сети Интернет. Каждый пользователь ПК может зайти на этот сайт и как в "телемагазине на диване", купить понравившуюся вещь. Поскольку обычные магазины оплачивают электричество, коммунальные услуги, зарплату персоналу, а демонстрация товара на экране компьютера ровным счетом ничего не стоит, то товар на виртуальной витрине оказывается куда дешевле.

Около полугода назад уральская "Аве-Мария" занялась набором волонтеров, которые должны двигать в массы идею удобства покупать товар, не выходя из дома. Главная завлекалка - возможность хорошо заработать: с проданного товара фирма будто бы возвращает продавцу 60% его стоимости. Правда, поскольку в наличии у продавца нет выставочных образцов, то реализовать продукцию виртуального магазина можно, лишь рассказывая о ее уникальных возможностях знакомым, друзьям и прохожим. Припоминаете "Гербалайф"?

В офисе зубы заговаривают так умело, что не каждый пришедший на презентацию сразу понимает: здесь минусов куда больше, чем плюсов.

Прежде чем начать работать в офисе, потенциальный работник "Аве-Марии" обязан что-то купить из предлагаемой в Интернете продукции. Это как бы вступительный взнос, в обмен на который покупателя зарегистрируют на сайте компании, присвоят персональный номер, на который будут начислять проценты за проданный товар.

Что купить? Самое дешевое в магазине - набор "Бэби-пак", детская косметика стоимостью 109 долл. "Там есть уникальный шампунь, который покрывает кожу головы ребенка специальной пленкой, и, если идет кислотный дождь, то потом волосы не выпадут", - уверяет менеджер. Можно купить лечебную чудо-косметику. Главный аргумент: "Женщины, которые пользуются такой косметикой, не стареют". Если верить данному заявлению, то хозяйке офиса, которая использует только эти кремы, должно быть не меньше ста лет.

Наконец, феномы. Это мини-компьютеры размером с книжку, с помощью которых можно в любой момент выйти на любой интернетовский сайт. Торговцам виртуальных магазинов без фенома никак - ведь демонстрировать продукцию можно только на экране компьютера. Неплохая вещица. И какая ерунда, что для подключения через феном к всемирной компьютерной сети нужен телефонный провод со специальным разъемом от импортного телефона. Наконец, сущий пустяк: карманный ПК стоит "всего" 950 долл.

На вопрос, откуда у безработных такие деньги, в интернет-клубе отвечают: лучше влезть в долги, зато иметь возможность нормально работать и получать свои тысячи долларов. Вообще о доходах здесь говорят исключительно в тысячах и исключительно в долларах. А обязывая будущего сотрудника крупно вложиться в покупку, его как бы сажают на крючок: человек, вложивший в дело деньги, просто так это дело не бросит - он хотя бы постарается отработать потраченное. А большего организаторам прибыльного бизнеса и не надо: ведь таких рабов у сетевого маркетинга обычно тысячи.

На этом минусы не исчерпаны. Если вы будете работать, то для перечисления денег из Дублина вам придется открыть пластиковую карту "Visa", оформление которой стоит 30 долл. Ваш доход будет храниться на иностранном банковском счете, а вам останется только молиться, чтобы российское правительство не перекрыло кислород хождению валюты, как это уже бывало.

Такую же карту должен завести и каждый ваш клиент - ведь оплатить покупку в интернет-магазине можно только пластиковой карточкой. Не берусь представить себе реакцию покупателя в ответ на ваше предложение потратить 30 у. е. на карту, плюс еще полтинник на доставку товара до порога его квартиры. Тем более что в наших магазинах тот же товар лежит на полках - смотри, щупай, пробуй.

Интересно, что каждый месяц сотрудник офиса "Аве-Марии" платит 400 руб. за аренду помещения. Еще недавно за вход в офис с каждого приглашенного брали по десятке. Как мне пояснили, это плата за эксклюзивную информацию. На деле деньги собираются, чтобы хоть как-то оправдать расходы коммерсантов на содержание офиса.

Многих от виртуального бизнеса отпугивает то, что в нем нет ни трудовых книжек, ни рабочего стажа ("Зачем вам стаж и нищенская пенсия с такими деньжищами!") и что большинство россиян к торговым агентам испытывает патологическую неприязнь. Наконец, заявление организаторов о том, что сотрудники "Аве-Марии" освобождены от налогов (фирма зарегистрирована в офшорной зоне) вызывает, мягко говоря, сомнения.

Если вы все же купили товар и хотите работать, все, что вам предстоит делать, - впаривать дорогие безделушки таким же, как вы. Эти простаки и будут вашими "процентами". А если у менеджера не сразу получится запудрить мозги клиенту, это доделает Хозяйка.

Когда в офисе собирается пара десятков потенциальных работников, для них проводится брифинг. Вопросы, на которые не смогли ответить менеджеры, берет на себя Хозяйка - так раболепно здесь называют руководителя офиса Наталью. Она заходит в зал под оглушительные аплодисменты своих сотрудников и легко манипулирует людьми, используя принцип американских тренингов. Почти всех фамильярно и как бы доверительно называет на "ты".

Сначала тональность беседы расслабляет, заставляет забыть накопившиеся вопросы. Постепенно появляются навязчивые повторы о том, как здорово иметь много денег. Потом монолог становится эмоционально-жарким: "Вы будете зарабатывать миллионы - остальные пусть загибаются на свою пенсию!". Наконец, агрессия: "Не нравится - мы никого здесь не держим. Лопаты и метлы дворникам раздают бесплатно!". Все, дальше аудитория превращается в кроликов перед удавом.

При том что Наталья, по ее словам, имеет два образования, экономическое и юридическое, ее жаргон неприятно цепляет: как-то уж очень привычно Хозяйка оперирует понятиями "шняга", "кидалово", "на хрена это надо". А деньги она не "кладет", как все образованные люди, а по-детсадовски "ложит".

Подводя итог сказанному, вместо морали отмечу одну важную деталь: в офисе екатеринбургской интернет-фирмы нет ни одного компьютера. Более того, навыки ПК здесь вообще, оказывается, необязательны!

Зачем рабам знание компьютера?..

Екатеринбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
910
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1185
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1498
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1036

Другие новости