0
1105
Газета Регионы России Интернет-версия

08.02.2001 00:00:00

Европа поддержала Москву в Чечне

Тэги: ПАСЕ, Чечня


ПАСЕ, Чечня

-Абдул-Хаким Ахмедович, в чем, на ваш взгляд, причина коренного изменения позиции европейских парламентариев по чеченской проблеме?

- Решение ПАСЕ стало результатом огромной работы, проведенной российской стороной. Это прежде всего постоянное взаимодействие со своими европейскими коллегами комитета Госдумы РФ по международным делам, дипломатическое мастерство и усилия руководителя нашей делегации Дмитрия Рогозина и беспрецедентная транспорентность деятельности бюро Владимира Каламанова, напрямую санкционированная президентом страны. Сыграли свою определяющую роль критические оценки и конструктивные рекомендации исполнительной власти со стороны комиссии Госдумы по Чечне, открытый характер ее деятельности. И, наконец, очевидное реальное продвижение по реализации многих рекомендаций предыдущей сессии ПАСЕ, в наличии которого докладчики ассамблеи лорд Фрэнк Джадд (Великобритания) и доктор Рудольф Биндиг (ФРГ) смогли убедиться в ходе инспекционной поездки на Северный Кавказ. Несомненно, с удовлетворением было воспринято решение президента РФ, принятое за три дня до обсуждения в ПАСЕ чеченского вопроса, о выводе из Чечни избыточной части федеральных сил, а следовательно, сужения самой основы нарушений прав человека, объективно порождаемых любой армией как в условиях боевых действий, так и при завершении их активной фазы.

- Вы сопровождали делегацию ПАСЕ в поездке на Северный Кавказ. Каковы ваши впечатления от поездки?

- Надо признать, что в ходе поездки делегация выявила отсутствие прогресса по устранению ряда нарушений и недостатков, отмеченных в сентябрьской, прошлого года, резолюции ПАСЕ. Это, во-первых, ничтожно малое количество возбужденных и расследованных Военной прокуратурой уголовных дел против военнослужащих федеральных сил, совершивших военные преступления и другие правонарушения по отношению к гражданскому населению. Во-вторых, незаконные действия на контрольно-пропускных пунктах, в частности вымогательство, аресты и задержания. В-третьих, констатируемое в докладе Каламанова "растущее изо дня в день количество жалоб, заявлений граждан о безвестном исчезновении их родственников, знакомых, соседей, а также письменных обращений глав местных администраций городов, районов и сел Чеченской Республики после так называемых "зачисток"┘". Причем в этом докладе впервые дано официальное определение понятия "зачистка" (проверка паспортного режима), которая, "как правило, представляет собой блокирование населенного пункта с последующими повальными несанкционированными в установленном порядке обысками в отсутствии понятых, без составления каких-либо документов". В результате к спецпредставителю поступает большое количество заявлений о фактах незаконных задержаний, кражах личного имущества граждан, исчезновении людей. Другое дело, что из этого не делается секрета от Совета Европы, в распоряжение которого передан список из 462 без вести пропавших жителей Чечни. Неслучайно в отдельном пункте январской резолюции ПАСЕ особо подчеркивается, что деятельность бюро Каламанова, в котором работают три эксперта Совета Европы, оказывает позитивное воздействие на состояние прав человека. К наиболее позитивному моменту можно отнести существенный прогресс в восстановлении судебной системы Чечни, а также создание службы судебных приставов.

- В чем принципиальное отличие сентябрьской и январской резолюций ПАСЕ?

- Если внимательно изучить сентябрьскую резолюцию ПАСЕ, нельзя не заметить принципиальное противоречие, заложенное в текст ее рекомендаций. С одной стороны, призывы, обращенные к федеральной власти, например о восстановлении судебной системы и ускорении выдачи документов, удостоверяющих личность, базировались на признании ее суверенитета над территорией Чечни. С другой стороны, ассамблея, призывая "ускорить поиски политического решения конфликта, в частности путем переговоров без предварительных условий с чеченскими гражданскими руководителями и военным командованием", выводила стороны конфликта в "хасавюртовскую" плоскость международного (межгосударственного) права. Европейским парламентариям в ходе поездки в Чечню, консультаций и дискуссий в кулуарах ассамблеи была доказана бесперспективность и контрпродуктивность такой постановки вопроса. Во-первых, призыв к переговорам без предварительных условий, по сути, означает навязывание реакционной формулы хасавюртовского перемирия, закончившегося вторжением незаконных вооруженных формирований в Дагестан. Во-вторых, фундаментальным свидетельством нарушения прав человека в любой стране или ее части является отсутствие или ограничение деятельности законодательного и представительного органа власти, волюнтаристское изменения формы правления и/или судебной власти, в полной мере имевшее место в Ичкерии и выразившееся, в частности, в введении псевдоисламского правления и судопроизводства. В-третьих, легитимность масхадовских органов власти, всецело базировавшаяся на хасавюртовских договоренностях, выборах 1997 года и Договоре о мире, полностью утрачена после вооруженного вторжения в Дагестан. В этом контексте лорд Джадд и доктор Биндиг как политики европейского масштаба не могли не оценить степень ответственности ПАСЕ за возможные последствия от дальнейшего педалирования вопроса о политических переговорах без предварительных условий, вольно или невольно провоцирующих проведение диверсионно-террористических актов по типу "буденновского". Ибо сам факт проведения такого теракта и тем более вынужденное удовлетворение требований тоталитарно-экстремистских сил о начале "переговоров" привели бы к необратимым политическим последствиям в России, непоправимому урону безопасности европейских государств, открытию шлюзов для принципиально новых вызовов и угроз международному миру и безопасности, способных превратить в ад жизнь сотен миллионов людей. В итоге, и в этом главное политическое достижение группы Рогозина, январская резолюция ПАСЕ не воспроизводит сентябрьский призыв о начале политических переговоров, и это - свидетельство радикального перелома в оценках политики Владимира Путина на Северном Кавказе. Резолюция относит к позитивным изменениям, в частности, "движение в направлении создания российскими властями институтов государственной власти в Чеченской Республике, в работу которых все шире вовлекаются сами чеченцы". Следовательно, констатируется: непосредственное формирование Путиным институтов власти стало не только реализацией конституционной, но и международно-правовой обязанности федерального Центра.

- Получается, что российская сторона убедила своих коллег в ПАСЕ в отсутствии в действиях незаконных вооруженных формирований признаков так называемой национально-освободительной борьбы.

- Именно так. Наряду с чеченскими подразделениями, втянутыми безответственными руководителями Ичкерии в вооруженную борьбу с федеральным Центром под сепаратистскими лозунгами, федеральным силам противостоят организованные диверсионно-террористические формирования международных тоталитарно-экстремистских сил - сил агрессии не только против члена Совета Безопасности ООН, но самих устоев европейской цивилизации. Разграничение между собственно "чеченскими бойцами" и иностранными диверсионно-террористическими группами имеет принципиальное значение для определения реального круга сил, с которыми посредством кадыровской администрации должен быть начат реальный диалог об условиях прекращения вооруженной борьбы с российскими властями.

- Что же теперь понимается под политическим решением конфликта?

- Во всяком случае, уже в ходе инспекционной поездки докладчиков ПАСЕ было достигнуто понимание, что призыв "ускорить поиск политического решения конфликта" должен трансформироваться в рекомендацию по скорейшему формированию наряду с администрацией Чечни полноценного органа представительной власти - школы парламентаризма, включающего в себя наиболее известных представителей всех слоев и групп многонационального населения республики, в том числе часть депутатов, избранных в 1997 году. Кстати, эта позиция нашей комиссии была сформулирована еще в июне 2000 года. В этой связи подчеркну, что образование указом президента РФ в составе предпарламента Чечни (именуемого, например, Госсоветом или Палатой представителей) Конституционного собрания республики и стало бы высшей формой политического диалога по выработке впервые формализованного внутричеченского общественного договора как по определению формы правления (президентской или парламентской), так и по политико-экономическому статусу Чечни. В этом смысле лорд Джадд и Владимир Путин могли бы стать отцами чеченского парламентаризма, а формирование представительного органа власти явилось бы превентивной антитеррористической технологией, исключающей проведение терактов с политическими требованиями. Позволю себе привести полностью соответствующее положение резолюции: "признавая, что условия для убедительных демократических выборов в Чеченской Республике все еще отсутствуют, Ассамблея призывает российские власти незамедлительно предпринять промежуточные шаги, такие как создание консультативного органа, состоящего из авторитетных чеченских лидеров, призванного способствовать национальному примирению и занимающегося подготовкой будущего статуса самоуправления Чеченской Республики".

- Как дальше будет строиться сотрудничество ПАСЕ и Госдумы?

- На смену менторскому тону и бесперспективным санкциям в отношении парламента великой державы пришло понимание большей эффективности постоянного взаимодействия и сотрудничества по утверждению принципов и целей Совета Европы не только в Страсбурге, но и в стенах Думы. Именно в Думе на парламентских слушаниях, организованных комиссией Александра Ткачева за 7 дней до предыдущей сессии ПАСЕ, были недвусмысленно осуждены нарушения прав человека в Чечне. Ассамблея недвусмысленно подтвердила свою решимость присоединиться к российским парламентариям в их усилиях по выполнению рекомендаций сентябрьских слушаний в Госдуме. Принято решение об образовании совместной рабочей группы, включающей по крайней мере восемь представителей Госдумы, в том числе председателя комиссии по Чечне. Существенным этапом этой рабоы станет проведение выездных парламентских слушаний в Южном федеральном округе в конце марта этого года.

- Как вы думаете, что в связи с решением ПАСЕ может предпринять российское руководство и лично Владимир Путин?

- Ассамблея, подчеркивая, что без политического решения, приемлемого для большинства народа Чечни, прочная стабильность в республике невозможна, по сути, призывает президента дать твердые, недвусмысленные и публичные заверения, что народ Чечни сможет свободно выбирать подотчетных ему политических представителей. Для реализации этого призыва президенту страны достаточно было бы издать указ "О политическом урегулировании кризиса в Чеченской Республике". В преамбуле указа можно было бы привести соответствующие положения Конституции РФ, в частности п.3. ст.3, гласящий, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. В постановляющей же части этого акта следовало бы оговорить положение о формировании представительного органа народа Чечни до создания условий для проведения убедительных демократических выборов.

- Как соотнести поддержку усилий президента РФ по разрешению чеченского кризиса и беспокойство ПАСЕ увеличением полномочий, представляемых ФСБ в Чеченской Республике?

- Я думаю, это отголоски времен холодной войны, когда на Западе от деятельности КГБ ничего хорошего не ждали. Во всяком случае, решение о передаче руководства контртеррористической операцией в Чечне директору ФСБ Николаю Патрушеву полностью укладывается в рекомендацию сентябрьской резолюции ассамблеи о сокращении масштабов операций по обеспечению порядка в Чечне до уровня, абсолютно необходимого для защиты федеральных сил, местных властей и населения. Учитывая, что действия армии и МВД подвергались ПАСЕ жесточайшей критике, других структур по обеспечению правопорядка кроме спецслужбы - ФСБ - в России, впрочем, как и в любой другой стране, попросту нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
522
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
535
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
702
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
512

Другие новости