0
1836
Газета Регионы России Интернет-версия

28.09.2000 00:00:00

Бриллианты вместо бомб

Тэги: Саров, алмаз, бомба


ПОПАСТЬ в Федеральный ядерный центр РФ в городе Арзамасе-16 (он же - Саров) по-прежнему сложно. Нужно преодолеть много преград... А чтобы попасть на алмазно-бриллиантовое производство, необходимо преодолеть тройной кордон. Первый - на въезде в номерной Арзамас. Далее нужно получить разрешение в отделе режима. Он так же строг, как и 20-30 лет назад. Потом нужно ждать пропуск (от 24 часов и более) на само алмазно-бриллиантовое производство, где физики-ядерщики осваивают новое для себя дело.

"Город Саров. Федеральный ядерный центр России" - такие надписи значатся на бирках, украшающих готовые бриллиантовые изделия. Саров имеет четвертое по счету государственное алмазно-бриллиантовое производство в России после Москвы, Смоленска и Барнаула. Производство не простаивает ни минуты, гранит алмазы, прибывающие в ядерный центр из Якутии, а также недр Гохрана. Если быть точным, предприятие правильно называется так: Научно-технический комплекс # 53 Федерального ядерного центра. Так сказать, отдельная структурная единица. К слову, в ближайшие два-три года городу Сарову нужно как-то трудоустроить более 18 тысяч сотрудников ВНИИ экспериментальной физики. Вот 180 из них уже получили рабочие места на алмазно-бриллиантовом производстве благодаря, конечно, тому, что в номерном Арзамасе активно и эффективно действует ОАО "ВНИИЭФ-Конверсия", которое и помогло в налаживании и развитии производства бриллиантов. Конечно, одно дело работать в термоядерной лаборатории. Иное - обдирать и гранить алмазы. Постигать тонкую науку огранки алмазов ездили в Москву и Смоленск - на крупные предприятия подобного профиля. Так и открыли алмазно-бриллиантовое производство в бывшей... столовой, но за несколькими рядами колючей проволоки.

Главный инженер предприятия Юрий Поляница протянул визитку, на которой ни слова о бриллиантах, зато значится и Федеральный ядерный центр, и ВНИИ экспериментальной физики. В общем, с родным институтом никто расставаться не желает. Юрий Поляница показывает нам свой Научно-технический комплекс под # 53. Конечно, предприятие само по себе - невеличка. Всего-то 130 огранщиков. Для примера - в Смоленске на подобном производстве работают более тысячи специалистов. Но в Смоленске есть свои сложности, а тут, в Сарове, все отлажено, как часовой механизм. Кстати, бриллиантовые изделия, производимые в Федеральном ядерном центре, расходятся не только по России, многое идет за границу. Причем очень высокого качества. Сам процесс начинается с распилочной. На производстве в Сарове есть как механическая распилочная, так и лазерная. Оборудование, между прочим, закупали в Израиле. Но работают тут не только на импортном. Есть и свое, отечественное. В цехе механической распилки работают всего два человека, у каждого - по 20 секций, то есть одновременно распиливаются по 20 кристаллов.

"Принцип распилки очень простой, - утверждает главный инженер Юрий Поляница. - Алмаз может пилиться и 8, и 10 часов. Все в конечном счете зависит от сырья".

Это очень ответственный участок работы. Более крупное сырье пилится с помощью лазера. Лазер производит распилку более бережно. Он может работать 24 часа без присутствия человека. В кассету закладывают сразу 60 камней, задают программу, и послушный лазер может трудиться над задачей всю ночь и весь день. Потом минерал идет дальше - к обдирщикам и огранщикам. Сырье все разное и по цвету и по форме. До пяти тысяч разновидностей алмазов уже побывало на Саровском алмазно-бриллиантовом производстве.

Так что сначала это просто маленькие (или не очень) камешки. А уж потом они превращаются в "Принцессы", "Изумруды", "Маркизы", "Груши", "Овальные" и "Круглые". Красота - глаз не оторвать, особенно когда все эти сокровища возлежат где-нибудь на столе в сортировочном отсеке. Правда, дама, что сидит на сортировке и перебирает бриллианты, делает это с таким равнодушным выражением лица, как будто бы перед ней лущеный горох, а не ограненные алмазы. Ко всему привыкает человек, даже если перед ним стоит открытый сундук с сокровищами. Кстати, самое дорогое изделие, которое было "собрано" на этом алмазно-бриллиантовом производстве, оценили почти в 60 тысяч рублей.

А всю продукцию этого бриллиантового предприятия можно увидеть и даже приобрести в самом городе Сарове, в одном из ювелирных магазинов. Магазин достаточно большой. В нескольких витринах выставлена готовая продукция Научно-технического комплекса # 53. В свете дневных ламп камни сверкают и переливаются. И как удивительно смотреть на все эти прекрасные изделия! Еще недавно это была просто россыпь камней, пусть драгоценных, а теперь это потрясающей красоты серьги, клипсы, кольца, браслеты... Цены, конечно, тоже потрясают, но ведь это бриллианты, а не бижутерия.

Радуют бывшие физики-ядерщики и Москву. Не так давно большая выставка-продажа саровских бриллиантов работала в коридорах Государственной Думы. Драгоценные изделия пользовались большим спросом почти у всех фракций. Эта выставка-продажа так вдохновила и самих гостей, и депутатов Госдумы, что было принято решение привезти саровские бриллианты в Москву еще раз, ближе к ноябрьским праздникам. Сообщим по секрету: цены на все изделия, как и в прошлый раз, будут снижены почти вдвое. Чего не сделаешь для горячо любимой Государственной Думы!

Судя по всему, саровское алмазно-бриллиантовое производство будет со временем расширяться. Уже сегодня, как заметил и главный инженер Юрий Поляница, предприятию не хватает квалифицированных рабочих рук. Пустуют с десяток мест огранщиков. Но, вполне возможно, на предприятие опять кто-то постучится из ВНИИ экспериментальной физики. Сколько еще высококвалифицированных специалистов нужно трудоустроить. Каждый пятый из них - кандидат наук. С такими заслугами, конечно, можно контракт в Лос-Аламосе получить. Но родной Арзамас-16 покидать не хочется, да и сколько еще можно для ядерного центра сделать с такими знаниями, возможностями и умениями.

С бомбами и ядерными реакторами в Сарове, кажется, окончательно разобрались, значит, пора знакомиться ближе с якутскими алмазами... Да ездить обучаться уже никуда не надо. Свои собственные "академики" на бриллиантовом производстве появились.

Москва-Саров (Федеральный ядерный центр России)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
503
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
499
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
813
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
418

Другие новости