0
1026
Газета Регионы России Интернет-версия

14.09.2000 00:00:00

Продавцам холода предъявили ультиматум

Тэги: холод, имущество


"Недавно побывал я в Министерстве госимущества, - рассказал коллегам на ежегодном собрании акционеров в Москве Юрий Печерских, генеральный директор ОАО "Хладокомбинат "Норд" из Екатеринбурга. - Давайте, говорят, делиться, мы у вас имеем 51% акций. А наше предприятие недавно выплатило 50 с лишним миллионов рублей налогов, ни копеечки не сокрыли. Теперь, выходит, еще 5 миллионов...

Ультиматум "Норду", как видим, предъявил не какой-нибудь крутой рэкетир, а государство в лице министерства, прославившегося на ниве приватизации. Требование "делиться" его высокопоставленный чиновник направил в советы директоров хладокомбинатов многих регионов. Правда, в Федеральном законе "Об акционерных обществах" сказано, что размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров. Поэтому Мингосимущество в письме к своим представителям в таких советах четко поставило задачу: "Поручаем вам, как представителям государства, обеспечить на годовом заседании совета директоров ОАО утверждение решения о направлении на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли, полученной в 1999 году". При этом на оставшуюся часть прибыли надо было представить обоснованные предложения. А при их неубедительности, сказано в директивном послании Мингосимущества своим ставленникам, "Поручаем вам добиваться решения о направлении на выплаты дивидендов акционерам всей чистой прибыли".

Следует заметить, что тут закон "Об акционерных обществах" ограничений не предусматривает. В этом же письме оговаривался и такой вариант: при отклонении советом директоров ОАО решений, внесенных по его, то есть министерскому, поручению, будет "рассмотрена возможность голосования против утверждения представленного годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков". О результатах исполнения строгого поручения следовало доложить незамедлительно.

Во многих регионах не посмели противиться указанию из Центра. Но были и смельчаки. Скажем, с убедительными доводами неразумности выплаты дивидендов без ущерба для производственной деятельности выступили владивостокский ОАО "Далькомхолод", Пермский хладокомбинат и еще ряд предприятий. А в Твери годовое собрание акционеров прошло совсем не по сценарию из Москвы. Здесь члены совета директоров, в том числе и представители государства, вообще проигнорировали указание Мингосимущества о выплате дивидендов, прибыль решили использовать на развитие производства. И что же вы думаете? Испугалась Москва? Ничуть не бывало! Немедленно отозвали неугодных представителей, прислали других, повторно провели собрание акционеров...

После этого мало у кого из директоров остался запал стоять за интересы региона и коллектива. Ведь в том же письме Мингосимущества четко было сказано: в случае необходимости "инициировать вынесение на годовое собрание вопроса о прекращении полномочий генерального директора".

Руководители хладокомбинатов на встрече в столице решили выйти с обращением к председателю правительства Михаилу Касьянову. В челобитной говорилось, что государственным пакетом акций сегодня, по существу, никто не управляет. Министерство госимущества РФ, как и назначенные им представители государства в органах управления акционерных обществ, "не владеет профессиональными знаниями, не знает особенностей работы хладокомбинатов - технически сложных и потенциально взрывоопасных объектов". Похоже, отмечалось в письме, в функции Мингосимущества входит только принудительное изъятие дивидендов. А ведь предприятия должны развиваться, модернизировать оборудование, совершенствовать технологические процессы...

Чтобы лучше понять всю картину "наезда", надо посмотреть, что же представляет из себя холодильная отрасль страны. Основа ее - 164 огромных хладокомбината по всей стране, куда одновременно можно заложить 1,3 млн. тонн продуктов. Прежде о ней мы почти ничего не знали, хотя она была одним из столпов продовольственной безопасности. Через нее проходили продукты для армии и флота, для северного завоза, социальных нужд, детских учреждений, спецподразделений. И не только для них. В принципе - это огромные надежные "склады" во всех регионах как длительного, так и временного хранения и переработки продуктов питания. Во время социальных бедствий, природных катаклизмов или военных действий без них положение может стать катастрофическим.

Система хладокомбинатов носила тяжеловесное, но привычное для недавних времен название "Росмясомолторг". (Название, кстати, сохранилось и по сей день.) Когда шло разрушение прежних крупных госструктур, та же участь ждала и эту структуру. Мясо, молоко, мороженое и еще множество других продуктов должны были пойти, минуя "Росмясомолторг". После указа Бориса Ельцина о свободе торговли они и пошли в основном через руки мелких посредников, перекупщиков и мелких оптовиков.

Да, эта молодая торговая "армия" может быстро взять, но, как показала практика, далеко не всегда может сохранить и продать продукты с хорошими показателями качества. В результате мы часто получаем недоброкачественный, а то и просто опасный для здоровья товар по высоким ценам. Многочисленные проверки инспекций разного ранга (торговой, санитарной, Госстандарта), рейды работников МВД во всех регионах показывают, что наши повседневные продукты питания нередко бракуются. И это понятно: мелкий оптовик и посредник не очень-то разоряются на холодильники, хранятся продукты как попало и где попало. К тому же многие умело уходят от налогов и правоохранительных органов.

В свое время создание холодильной отрасли обошлось стране в миллиарды рублей. А сейчас эти мощные холодильники загружены в среднем на 40%. Неудивительно, что в руках новых собственников многие из этих предприятий стали быстро хиреть - основные фонды требуют огромных вложений, а это оказалось не под силу хозяевам, настроенным только на скорую прибыль. Они занялись мелкой коммерцией: кто открыл на складских площадях примитивные магазинчики, кто стал сдавать холодильники в аренду для складирования завезенных в страну промышленных товаров.

В последнее время различные коммерческие структуры (нередко с капиталом сомнительного происхождения) предпринимают попытки осуществить скупку акций хладокомбинатов, принадлежащих членам трудовых коллективов и пенсионерам. Цель ясна: проникнуть в органы управления, навязать разорительные для предприятий условия "сотрудничества", довести их до банкротства, чтобы в счет долгов отобрать наиболее эффективные подразделения - фабрики мороженого и другие производственные объекты.

Весь этот период "Росмясомолторг" (теперь уже торгово-промышленная компания) боролся за то, чтобы система осталась единой, чтобы она не рухнула, не потеряла стратегического значения.

- Нам в свое время удалось сохранить развитую инфраструктуру и четкую систему контроля качества продукции, - рассказывает президент "Росмясомолторга" доктор технических наук Вячеслав Выгодин. - Мы сделали все, что от нас зависело: сохранили способность решать общегосударственные задачи - северный завоз, снабжение армии, детских, лечебных учреждений.

ОАО "Росмясомолторг", к сожалению, в настоящее время не управляет госпакетами акций. Хотя до 1998 г. он этим небезуспешно занимался по постановлениям правительства. Но два года назад Министерство госимущества РФ решило вести дела самостоятельно, разорвав в одностороннем порядке трастовый договор о передаче акций в доверительное управление "Росмясомолторгу". Вернее, пустило все на самотек. И в эти годы из-за убыточности работы многих хладокомбинатов вопрос о дивидендах даже не стоял. Но в 1999 г. отрасль впервые за годы реформ задышала, пусть и не полной грудью, но все-таки задышала. Многие "продавцы холода" получили прибыль. И вот теперь, после приватизации "по Чубайсу" и попыток обанкротить ряд хладокомбинатов, Министерство госимущества вдруг пожелало получить "причитающуюся долю".

Логика понятна - в нынешней сложной экономической ситуации чиновнику с руки вытрясти побольше и побыстрее с того, кто на виду. А хладокомбинаты, по информации Вячеслава Выгодина, весьма исправно платят все федеральные и местные налоги, а также обязательные взносы. Дело здесь, выходит, даже не в суммах, которые требует министерство. Вспомним Юрия Печерских, с которого потребовали 5 млн. руб. после уплаты 50. Он на эту сумму заключил договор на приобретение новой линии для производства мороженого. Не купит линию - не сможет нарастить выпуск продукции. И государство в ближайшие два-три года из-за этого недополучит уже 20 или 30 млн. руб. Да и большинство хладокомбинатов сделали многомиллионные авансовые выплаты или взяли кредиты под будущую прибыль. Теперь они в очень сложном финансовом положении.

Министерство госимущества считает, конечно же, не завтрашние, а сиюминутные деньги. А чего же хотят "продавцы холода"? Многие, судя по недавней их встрече в Москве, хотят развиваться. Но не только. Они предлагают холод тем, кто портит продукты и травит потребителей, хотят приносить государству и обществу больше пользы, чем требуют нынешние госуправляющие пакетами акций. Кстати, после направления большей части прибыли на дивиденды многие из рентабельных хладокомбинатов по финансовым показателям оказываются просто на грани банкротства. В таком положении, например, Ульяновский хладокомбинат. У него практически нет теперь оборотных средств. И он вскоре может присоединиться к тем семи, чьи дела о несостоятельности сейчас рассматриваются в арбитражных судах.

А челобитная руководителей хладокомбинатов к Михаилу Касьянову, кстати, не дошла даже до его аппарата. Письмо отловили, что называется, в первом чтении и с сопроводиловкой направили: одно - в Мингосимущество, второе - в Министерство экономического развития и торговли. Даже не на правительственном бланке. С указанием: ответа не требует...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
719
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1405
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1236
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2337

Другие новости