Удивительные экспонаты составляют экспозицию Арзамасского музея ядерного оружия.
Фото автора
К ПРИМЕРУ, макет сахаровской водородной бомбы, которую Андрей Дмитриевич создал в незабвенном 1953 г. История рассказывает, что холодным днем 17 марта 1950 г. транспортный самолет Ли-2, сделав круг, приземлился на маленькой площадке в закрытом Арзамасе-16 (тогда - просто поселок Саров). Из самолета вышел высокий, худощавый молодой человек - это и был Андрей Сахаров. Три года понадобилось Андрею Дмитриевичу, чтобы к нему раз и навсегда приклеилось почетное звание "отца водородной бомбы". В 32 года "отец" был представлен Игорем Курчатовым в Академию наук на избрание действительным членом. При этом Курчатов произнес такие слова: "Этот человек сделал для обороны нашей родины больше, чем все мы, присутствующие здесь...". Присутствующих было несколько десятков человек...
Итак, Музей ядерного оружия, как вы уже поняли, находится сегодня именно в закрытом Арзамасе-16, или городе Сарове, как его теперь называют. Любопытно, что не каждый житель "номерного" Арзамаса знает, где именно в городе располагается этот музей, потому что просто так в Музей ядерного оружия не пускают - не положено. А высокие правительственные делегации музей обязательно посещают. Широко открыты его двери для зарубежных гостей - американцев, французов, японцев, которые в Арзамасе-16 появляются с завидной регулярностью. Причем товарищи американцы даже выступили с собственной инициативой - купить весь музей и перетащить его, к примеру, в Лос-Аламос, туда, где американские физики занимаются ядерными исследованиями. Город сказал "нет". Как бы ни было сегодня трудно содержать ядерный музей, продавать никто ничего из него не собирается. Ведь это история не только самого ядерного центра, это история нашей страны.
Сахаровская водородная бомба занимает в Музее ядерного оружия главное место. Ощущение от созерцания этого "чуда" просто непередаваемое. Ее описывали как жуткое чудовище. А на самом деле это укрупненная химическая колба, правда, с инвентаризационным номером на боку - 24647, с парашютом и с сопроводительной бумажкой, из которой следует, что испытана была эта серобокая красавица 12 августа 1953 г. И нес ее на себе самолет Ту-16.
Прямо по соседству с сахаровской бомбой в Музее ядерного оружия возлежит и первая серийная атомная бомба, которую ее родители, немного подумав, назвали простым женским именем "Татьяна". Почему же именно "Татьяна"? Экскурсоводы на этот вопрос ответить затрудняются. "Татьяна" была в СССР на вооружении с 1953 г. Ее носил на себе самолет Ил-28.
Но хранятся в Музее ядерного оружия бомбы не только с женскими именами. Вот, к примеру, "Толстяк" - это наша первая атомная бомба, но не серийная. Добродушного такого вида, в больших роговых "очках", с кнопочками, застежками. Поди догадайся, что это именно бомба, да еще атомная, а не просто емкость для хранения керосина.
Самым же скандальным экспонатом в музее является бомба, у которой сразу несколько скандальных кличек. Первая кличка - "Кузькина мать". Таким добрым именем бомбу зовут с лекой руки Никиты Сергеевича Хрущева, который пригрозил американцам, стуча башмаком по столу: "Мы покажем вам Кузькину мать...". Говорят, американцы до сих пор не могут сделать правильного перевода. Наши военные назвали бомбу по-другому, а именно "Пол-Ивана". Забитая интеллигенция обращалась к ней по-своему: "Политическая ты наша".
"Кузькина мать", между прочим, самая мощная в мире экспериментальная термоядерная авиабомба, которую проверяли на мощность в 1961 г. на полигоне "Новая Земля". Причем испытана "Кузькина мать" была в половинную мощность, в чем заслуга академика Сахарова. Отдадим должное Андрею Дмитриевичу - он лично принял такое непростое решение. Хрущев в те дни стучал башмаком еще в какой-то заграничной стране. Отчего-то отсутствовали в СССР и другие важные персоны. Так что Андрей Дмитриевич рисковал... Чудовище это должен был переносить на себе самолет Ту-95. Но вот ужас: "Кузькина мать" в его внутренностях не умещалась. Пришлось крепить "мамашу" за ушки, а еще подстраховываться парашютами. Когда ее сбросили вниз, земную кору лихорадило более ста часов. Обгорел и самолет. Ожоги получили летчики. Правда, их позже наградили высокими правительственными наградами. А для того чтобы бомба присела на грешную землю, физикам-ядерщикам пришлось изобрести еще и многоступенчатый парашют.
По слухам, в скором времени Музей ядерного оружия в Арзамасе-16 должен пополниться какими-то новыми экспонатами. Об этом, к сожалению, даже саровские газеты не пишут. Все, как всегда, делается совершенно секретно. Пополняется и личный музей Андрея Дмитриевича Сахарова. Жаль только, что коттедж академика на улице Сахарова до сих пор занимают посторонние люди. У закрытого города действительно совсем нет денег, чтобы открыть большой музей академика, который в свое время отказался от Сталинской премии в 500 тыс. руб., передав все до единой копейки детским садам "номерного" Арзамаса...
Арзамас-16-Москва