0
995
Газета Регионы России Интернет-версия

12.04.2000 00:00:00

Гуманитарный университет профсоюзов: убедительный ответ на вызов эпохи

Тэги: образование, Петербург, СПбГУП


Библиотека с читальным залом на 350 мест - мозговой центр университета.

НЕДАВНО в Санкт-Петербурге состоялось заседание президиума Российской академии образования. Высшее в области педагогики и образования научное сообщество страны решило на месте изучить опыт Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП).

России нужен интеллигент и сегодня, и всегда

Подводя итоги обсуждения, президент Российской академии образования Николай Никандров, признанный авторитет в области изучения педагогики высшей школы современного Запада, сказал: "России нужен интеллигент и сегодня и всегда! Гуманитарный университет профсоюзов идет верным курсом, успешно сочетая решение учебных и воспитательных задач с предоставлением комплекса образовательных услуг".

Ректор СПбГУП, профессор Александр Запесоцкий.
Фото Алексея Компанийченко

В 1991 г. на I курс дневного отделения поступили 107 абитуриентов, конкурса не было, а в 1999 г. - 800 абитуриентов при конкурсе от 2,5 до 10 человек на место.

В университете и его семи филиалах занимаются 10 тыс. студентов по 12 специальностям и 32 специализациям на факультетах: юридическом, экономическом, культуры, искусств. Имеются аспирантура и докторантура, диссертационные советы.

С 1991 г. численность профессорско-преподавательского состава выросла в 2,6 раза, а количество докторов наук и профессоров в вузе увеличилось в 10 раз. 63% преподавателей имеют ученые степени и звания. За время существования университета профессорско-преподавательский состав "помолодел" на 10 лет. Сейчас средний возраст преподавателя СПбГУП составляет 48,7 лет.

Уже несколько лет назад работодатели Петербурга обратили внимание на то, что выпускники СПбГУП не просто отлично владеют специальностью, но и по-особому деловиты, аккуратны, подтянуты, интеллигентны, спокойны и доброжелательны, четко решают поставленные задачи. Руководители фирм и предприятий все чаще говорят о быстром карьерном росте выпускников университета.

Всякий, побывавший в этом университете, отмечает царящую здесь особую обстановку. Чистоту, лоск помещений, сверхсовременное оборудование, а главное - нетипичный для высшей школы внешний вид и поведение молодежи. Вроде все российское, и вместе с тем - иной мир, иные люди. Как будто университет получает особую "подпитку".

Ежегодно от 80 до 300 тыс. долл. университет инвестирует в развитие библиотеки (книжный фонд насчитывает 500 тыс. экз., ежегодное увеличение фонда - до 30 тыс. экз.). В развитие компьютерной базы вкладывает 200 тыс. долл. в год. Университет располагает 350 современными компьютерами, имеющими выход в Интернет. За последние шесть лет в развитие материальной базы учебного процесса инвестировано более 6 млн. долл.

Студенты СПбГУП и городская администрация предпочитают одну кухню

Мозговой центр университета - его библиотека. К услугам студентов читальный зал на 350 мест, видеотека, читальные залы электронных публикаций и англоязычной литературы. Налажен книгообмен с крупнейшими национальными и университетскими библиотеками мира, включая, между прочим, Библиотеку конгресса США.

Предмет особой гордости студентов - комфортабельное общежитие. Для организации питания университет заключил договор со столовой городской администрации. Удалось достичь оптимального сочетания отличного качества пищи и разумных цен.

Университет обладает уникальными спортивными сооружениями, собственной базой отдыха в курортной зоне, стоматологической клиникой.

Самые известные артисты и творческие коллективы выступают на сцене театрально-концертного комплекса университета. Зал всегда заполнен публикой доброжелательной и сопереживающей. Комплекс по полной программе используют студенты творческих кафедр. Видеостудия университета осуществляет профессиональную съемку и монтаж телевизионных программ. Уникальная студия новых музыкальных технологий служит учебной базой для подготовки звукорежиссеров, режиссеров мультимедиапрограмм и позволяет к тому же производить учебные программы и рекламные ролики.

"Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты"

В университете практикуют юридически закрепленную гарантию трудоустройства выпускников. Однако и без того большинство из них молниеносно получают предложения о работе от самых престижных фирм различного профиля. К примеру, 42% выпускников юрфака работают в адвокатских объединениях и юротделах госструктур, 38% - в правоохранительных органах и властных структурах, еще 17% - в бизнесе.

Взлет Гуманитарного университета профсоюзов был столь ярок, столь привлекателен, что здесь почли за честь читать лекции самые известные люди страны: писатели, ученые, актеры, музыканты, лидеры политических партий, министры, губернаторы...

Почетные доктора университета - слава и гордость нашей страны: скульптор Михаил Аникушин, композиторы Георгий Свиридов и Андрей Петров, музыкант Мстислав Ростропович, балерина Наталья Дудинская, писатель Даниил Гранин, поэт Андрей Вознесенский, физик Жорес Алферов, актер Кирилл Лавров. Все они не просто сочли для себя честью принять мантию СПбГУП, но и внесли немалый вклад в формирование духовного облика университета. Первый почетный доктор СПбГУП, академик Дмитрий Лихачев говорил: "Этот университет очень мобилен, способен на всякие эксперименты, а в образовании эксперименты нужны. Он откликается на новые идеи. Это живой вуз, творческий, это университет будущего".

В 1999 году правительство Санкт-Петербурга выдвинуло авторский коллектив ученых университета на соискание Государственной премии РФ за создание новой модели гуманитарного университетского образования. Такое произошло впервые в российской истории.

Новое время требует новой модели образования

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр Запесоцкий - ректор СПбГУП с 1992 года, профессор, заслуженный деятель науки России, автор более 200 научных работ, книг и учебных пособий. Первым в стране защитил докторскую диссертацию по культурологии.

- Александр Сергеевич, зачем понадобилось разрабатывать новую модель российского университета? Не проще ли было взять за образец какой-нибудь западный вуз и приспособить к нашим условиям?

- Западный опыт для России неидеален. Но и отечественный - тоже. Истоки кризиса нашей системы высшего образования не в недостатке финансирования, как утверждают обычно, а в несоответствии эпохе. Новое время требует новой модели образования. В нашем обществе сформировалась уродливая альтернатива. Либо интеллигент, но неудачник, нищий, либо успеху в жизни сопутствует полное бескультурье так называемых "новых русских". Это - вызов всей системе отечественного высшего образования. И мы в университете его приняли, взялись за подготовку интеллигентных людей, способных к практическим успехам. Опирались при этом на переосмысленный отечественный опыт, внимательно изучали деятельность зарубежных вузов. Создали свою модель университета.

- Где было больше всего проблем?

- Основой стало правовое регулирование жизни вуза. Удалось изменить - строго в рамках закона - правовую базу деятельности СПбГУП, т.е. отношения между студентом, преподавателем и учебным заведением. Здесь три субъекта права, причем двое - физические лица и один - юридическое лицо. Пришлось по-новому состыковывать отношения административные и рыночные. Началось внедрение платного образования, ректор заключает со студентом договор, многостраничный документ, детально прописывающий взаимные права и обязанности - это партнерские отношения, поле хозяйственного права. С другой стороны, жизнь вуза регулируется приказами ректора, тут административное право. Плюс необходимость соблюдения вузовской демократии, деятельность ученого совета, неписаные, но очень важные нормы поведения научно-преподавательского сообщества. Надо понимать, что в стране не было практики регулирования таких сложнейших отношений, и мы волей-неволей стали первопроходцами, разработав и внедрив уникальную систему внутренних университетских правовых актов. В результате мы не оказываем студентам "платные услуги", а ведем с ними совместную деятельность по их образованию, формированию личности.

- В чем специфика выстроенных вами отношений вуз-студент?

- Сложилось два подхода к таким отношениям. В классическом университете к молодому человеку относятся как к сознательной, сформировавшейся личности, на которую ни в коем случае не надо давить. "Захочет - научится". На практике 17-летний студент к активной самостоятельной работе не готов.

Есть иная позиция, например в Гарварде, где создан тяжелый производственный режим, потогонная система учебы: либо используй время пребывания в вузе для напряженной учебы и работы над собой, либо уходи. В нашей модели соединены лучшие стороны опыта Гарварда и советской педагогики. Юноши и девушки, пришедшие к нам учиться, на пять лет "погружаются" в океан знаний и культуры.

- Что конкретно выдвинуто на Государственную премию России?

- Эффективно функционирующая система гуманитарного университетского образования. Проще говоря, модель отечественного университета для наступающего века. Этим российская высшая школа отвечает на вызов эпохи.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
451
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
560
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
473
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
389

Другие новости