0
3073
Газета Регионы России Интернет-версия

30.11.1999 00:00:00

Головная боль золоторудных компаний

Тэги: золото, Касноярск


ОБЩИЙ объем добычи золота в Красноярском крае в недавние кризисные годы удерживался на стабильном уровне, а за 1996-1997 гг. даже увеличился более чем на треть. В 1997 г. в крае было добыто почти 17,5 т благородного металла.

Вместе с тем в золотодобыче Красноярска накопился целый ряд проблем, связанных прежде всего с истощением традиционной сырьевой базы россыпного золота в добывающих районах, снижением содержания золота в россыпях в 1,5-3 раза и низкой обеспеченностью приисков разведанными запасами. По этим причинам добыча золота на ряде месторождений становится убыточной. Отрицательное воздействие оказывают и проблемы, характерные для всех золотодобывающих предприятий страны: государство за сданное золото расплачивается с задержками до полугода и более, отказывается от авансирования золотодобывающих предприятий. Плюс к тому, вернее, минус - несовершенство законодательства и рыночной инфраструктуры.

В итоге, несмотря на рост добычи золота, отрасль находится в сложном положении, а потому предприятия и краевые власти ищут устойчивые возможности развития как традиционной россыпной золотодобычи, так и все более перспективной рудной с ориентацией на федеральные и региональные структуры и нарождающиеся элементы рынка золота.

Колебания ситуации на рынке золота и вокруг него неизбежно влекут изменения правил игры и для золотодобытчиков. На смену прежним маломощным старательским артелям со скудными оборотными средствами, поставлявшим давальческое сырье на золотоизвлекательные фабрики, приходят новые собственники. В тайгу завозится суперсовременное оборудование. На производстве устанавливается жесткая дисциплина, при которой "сухой закон" - дело само собой разумеющееся. И построение капиталистического "завтра" в одном отдельно взятом поселке начинается, как это происходит, например, в крупной старательской артели "Полюс" в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Там в 1997 г. было добыто около 13,5 т золота.

Но есть и другие примеры, возможно, более поучительные. Примеры того, как предпринимаются попытки реанимировать захиревшее на глазах производство, например, в Курагинском районе Красноярского края на Артемовском золотодобывающем руднике, где три месяца назад произошла смена хозяев в рамках передела собственности в крае.

На свет появился новый собственник - ОАО "Артемовская золоторудная компания". В учредителях - Красноярский завод цветных металлов (74,5% акций предприятия) и Служба муниципального заказчика Курагинской районной администрации, пакет которой составляет 25,5% акций.

Артемовский рудник ведет добычу золота с 1930 г. Максимальный годовой объем - 1200 кг металла (с учетом того, что почти половину этого количества давали старательские артели). В последние годы производство неуклонно снижалось. Объем добычи перед окончательной остановкой предприятия три года тому назад - 360 кг золота. Коллектив рудника за это время сократился с 1400 до 150 человек.

В октябре 1996 г. на предприятии было введено внешнее управление. Пытались поднять рудник, найти кредитные линии, инвестиции - не удалось. В итоге огромная кредиторская задолженность - около 100 млн. руб. вместе с пеней. Суд принял решение о ликвидации предприятия. Вместе с тем конкурсное производство продлено до 15 января будущего года, чтобы передать имущество новым собственникам. Продажи имущества, по расчетам, должно хватить для того, чтобы рассчитаться с долгами первой и второй очереди. "Красцветмет" уже пытались в свое время привлечь на выручку Артемовскому разрезу. Но тогда прежний генеральный директор предприятия на это не пошел, потом позиции стали сближаться... И сегодня завод - основной учредитель золоторудной компании. Банки, едва прослышав про изменение ситуации, чуть ли не в очередь выстраиваются, чтобы кредит дать. Но как раз с этим-то пока и решено на заводе не спешить.

Концентрат, получаемый на золотоизвлекательной фабрике в Артемовске (до 100 г золота на тонну руды), по уже отработанной технологической цепочке должен идти на заводы Свердловской области, так как только там есть возможность его переработки. В то же время жизненно необходимо внедрять на фабрике новые технологические линии, дающие возможность получать концентрат, содержащий не менее трех килограммов благородного металла на тонну. Тогда переработку можно будет вести и в Красноярске.

Интерес к ситуации подогревает и тот факт, что прежним владельцем рудника являлась старательская артель "Согласие". Благих намерений у нее хватало, но даже те, кто еще недавно числился в списках артели, признают, что запустить производство на руднике старателям так и не удалось, и государство золота от них не дождалось.

Впрочем, трудовому коллективу рудника абсолютно безразлично, кто будет в директорском кресле. Как признался начальник золотоизвлекательной фабрики Юрий Мосягин, прошедший на руднике без пропуска все до единой должностные ступеньки, для людей главное - зарплата, а об остальном голова пусть болит у начальства, ибо в пятитысячном Артемовске, наделенном громким статусом города, иных градообразующих предприятий не имеется. И если на руднике опять воцарятся разор и запустение, а народ с прежней лихостью поволочет с работы в утиль "ненужные" железяки, то до повторной реанимации предприятие вряд ли дотянет.

За год Артемовская золотоизвлекательная фабрика может перерабатывать до 120 тыс. т руды и выдавать 300-400 кг золота, что прежде всего определяется содержанием металла в исходном сырье. Впрочем, если не заменить донельзя допотопное оборудование, что стоит сейчас на ЗИФе, то о светлом будущем предприятия лучше и не думать.

Главная же головная боль новой компании на годы вперед - слабость и недоразведанность сырьевой базы. Регион нужно развивать, начинать со следующего сезона активную разведку. Сейчас ЗИФ работает на старой руде. Что-то извлекут из "хвостов". Но на этом долго не продержишься. Расчет - на Ивановское и Каратавское месторождения, на высоту 830, где работы будут вестись открытым способом. Запасы золота, например, по Ивановскому месторождению защищены на 3 т 143 кг. А вообще прогнозный ресурс региона - около 100 тонн.

Но прогноз прогнозом, а без солидных инвестиций в разведку и производство это золото не взять. Золотодобыча - сфера особая, наскоком купоны не сострижешь. И, не потратившись предварительно, не превратишь новую компанию в один из центров горнорудного производства в крае. А именно такая задача ставится краевой администрацией. Не стоит забывать и о том, что перед окончательной остановкой фабрика выдала за год 360 кг золота. Это был самый низкий показатель за все годы ее работы. Так что всерьез и с гордостью говорить про планирующиеся после запуска производства 300-400 кг металла в год, пожалуй, не стоит. Нужно существенно наращивать объемы. Иначе стоила ли выделки столь невзрачная овчинка? Впрочем, время скоро все прояснит.

Красноярск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1109
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1370
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1247
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1223

Другие новости