Александр Никитин - сотрудник норвежской экологической организации "Беллуна" - главная фигура продолжающегося в Петербурге уголовного процесса. Фото автора |
ПОСЛЕ годового перерыва коллегия по уголовным делам уже в восьмой раз приступила к рассмотрению дела бывшего морского офицера Александра Никитина. Как и год назад, в Петербург съехались журналисты со всего света. Широко представлена "виновница" этих событий - норвежская экологическая организация "Беллуна", есть даже члены cената США.
С самого утра у здания городского суда расположились пикеты - в основном представители экологической общественности. А вот появляется и главный фигурант по делу - Александр Никитин. "В деле ничего за этот год не изменилось, - говорит он журналистам перед входом в здание суда, - никакие положения о гостайнах не менялись, в общем, ничего нового".
Этот затянувшийся до неприличия процесс, пожалуй, самый скандальный в России за последние три года, поскольку он имеет не только экологическую, но и шпионскую подоплеку. Уголовное дело против бывшего военно-морского офицера, а впоследствии - сотрудника норвежской экологической организации "Беллуна" - было возбуждено 5 октября 1995 года сразу после опубликования "Беллуной" доклада "Северный флот - потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона". Капитан первого ранга в отставке Александр Никитин и был одним из авторов этого доклада. Обвиненный в феврале 96-го года сразу по трем статьям УК РФ (государственная измена, разглашение государственной тайны и подделка документов), он был арестован сотрудниками ФСБ и провел 10 месяцев в следственном изоляторе, после чего мера пресечения была изменена Никитину на подписку о невыезде.
Адвокат Никитина Юрий Шмидт пояснил, что столь длительное разбирательство связано с нестыковкой законов. К примеру, по Закону "О гостайне" и Закону "Об информации, сведениях о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан", экологические сведения вообще не подлежат засекречиванию. Обвинение же считает, что доклад Никитина содержит сведения, составляющие государственную тайну. При этом ссылка делается на экспертное заключение, выполненное на основании секретных перечней, утвержденных приказами министра обороны. "Глупо считать государственной тайной то, что имеется в сети Интернет на трех языках, я вообще не считаю материалы дела секретными, поскольку по собственной инициативе уже ознакомил с делом всех желающих", - отметил Юрий Шмидт.
Беспокойство экологической организации защита Никитина объясняет тем, что базы Северного флота в Баренцевом море находятся всего в десятках километров от норвежской границы. На одной только базе Губа Андреева, по данным норвежских экологов, "во временном хранении" сосредоточено более 20 тыс. отработанных частей атомных реакторов подводных лодок и примерно 20 устаревших субмарин, представляющих серьезную угрозу для экологии.
Есть и другая сторона дела. "Беллуне" очень выгоден конфликт с ФСБ. Ведь благодаря скандалу малоизвестная экологическая организация и никому доселе не известный офицер-отставник Никитин обрели мировую славу, что стоит очень больших денег. Движение в поддержку Никитина - это привлечение немалого капитала в виде поддержки мятежной экологической организации. Не обойден в этом плане и сам Никитин. Западные правозащитные и экологические организации дважды присуждали ему крупные денежные премии (в апреле 97-го - "Премию Голдмана", через год - премию "Свободное слово").
Как считает обвинение, часть переданной Никитиным информации не имеет отношения к экологии, зато касается оборонных секретов страны. Представитель ФСБ, присутствующий на суде, заметил по этому поводу: "Поскольку экологическая информация не засекречивается, то она как раз и становится областью, в которой пересекаются интересы многих стран, связанных международными договорами. Понятно, что в таких условиях у спецслужб появляется возможность доступа к закрытым сведениям".
Нынешнее судебное заседание, по мнению бывалых юристов, продлится не менее трех недель. При этом, как уже объявлено, оглашение обвинительного приговора будет закрытым, так как обвинения, предъявленные Никитину, остаются секретными.
Санкт-Петербург