КУЗНЕЦКИЙ металлургический комбинат (КМК) знают во всей стране. Построенный в 30-е под руководством Серго Орджоникидзе промышленный гигант был гордостью первой пятилетки. Сейчас КМК, производящий рельсы и металлопрокат, - крупнейшее предприятие Кемеровской области и один из лидеров российской металлургии. В конце этого месяца комбинат хотят продать. На торги его выставил совет кредиторов предприятия. Наконец-то предприятие обретет настоящего хозяина? Нет, история с КМК совсем о другом. О том, как можно вначале высосать все соки из прибыльного предприятия, сделать его должником, а потом еще и попытаться купить его по дешевке.
В прошлом году внешним управляющим КМК стал Сергей Кузнецов. С его приходом контроль над комбинатом перешел к московской компании МИКОМ, уже владевшей целым рядом крупных кемеровских металлургических и угольных предприятий. МИКОМ появился в Кузбассе благодаря тесным контактам с администрацией бывшего губернатора Михаила Кислюка, в первую очередь с его первым заместителем Чиракадзе. С КМК новые неофициальные владельцы обошлись просто - через посреднические фирмы они поставляли ему сырье по завышенным ценам, а продукцию скупали по заниженным. Так, например, тонну руды покупали не по ее реальной стоимости - тысяча рублей, а по три тысячи. Естественно, что в результате такой политики комбинат стал должен всем - и в первую очередь фирмам, принадлежащим хозяевам
МИКОМа братьям Живило. При этом, по оценкам правоохранительных органов, из комбината МИКОМ выкачал порядка 20 млрд. рублей. Обострилась ситуация и в Кемеровской области, ведь якобы убыточный комбинат платил гораздо меньше налогов, чем должен был бы при нормальной схеме работы.
Весной этого года МИКОМ решил, что настала пора полностью прибрать к рукам КМК. Кузнецов вроде бы хорошо подготовился - из списка кредиторов были исключены неугодные, долги перед другими были искусственно уменьшены. В числе пострадавших оказались и отечественные предприятия, например Западно-Сибирская железная дорога, и иностранные компании. 1 марта собрание кредиторов приняло предложенный внешним управляющим "План внешнего управления", предусматривавший продажу предприятия. За его принятие было подано 54% голосов. Успех? Однако, как вскоре установила областная прокуратура, на самом деле 54% кредиторов проголосовало против внесенного МИКОМом плана. Казалось бы, нужно отменить незаконное решение и наказать Кузнецова за подлог. Но МИКОМ вовсе не собирался сдаваться.
Все последующие месяцы областной прокурор Симученков возбуждал уголовное дело против Кузнецова, а прокурор Новокузнецка закрывал его. Кроме этого МИКОМ организовал мощную кампанию против губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в центральной и местной прессе. Тулеев, обеспокоенный неплатежами в бюджет со стороны КМК, естественно, не мог оставаться в стороне от решения судьбы комбината. МИКОМ обвинил губернатора в стремлении прибрать КМК к своим рукам. Ручные профсоюзы организовали поток обращений к правительству и президенту с жалобами на Тулеева, якобы мешающего работать комбинату. В конце октября в Новокузнецке даже провели "Всекузбасский съезд трудовых коллективов", обвинивший среди прочего Тулеева еще и в политическом противостоянии рабочим. "Красный губернатор" душит успешное предприятие! Тулеев объясняет, что, как только предприятие окажется в руках МИКОМа, будет свернута часть производства и половина рабочих будет выброшена на улицу. Кроме того, множество кредиторов, как государственных, так и частных, никогда не получат свои деньги, не будет и нормальных платежей в бюджет. Понятно, что это совершенно не волнует того же Кузнецова, идущего ради МИКОМа на прямой подлог. У внешнего управляющего только официальный оклад 127 тысяч рублей в месяц. Странной кажется позиция городского прокурора, всеми силами препятствующего расследованию творящегося на КМК беззакония, но она отчасти объясняется заявлениями представителей МИКОМа, не раз говоривших о том, что у них в Новокузнецке "все схвачено".
Потребовалось вмешательство федерального Центра для того, чтобы не дать МИКОМу под шумовой завесой завладеть комбинатом. Премьер Путин поручил директору ФСБ Патрушеву и министру внутренних дел Рушайло разобраться в действиях МИКОМа и руководства КМК, с тем чтобы "предложить комплекс мер по безусловному обеспечению интересов государства". Над МИКОМом стали сгущаться тучи, и тогда Кузнецову удалось провести решение о продаже КМК на торгах в конце ноября. Однако областной арбитражный суд запретил продажу комбината, а областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту "ущерба, нанесенного комбинату, экономике города и области во время внешнего управления".
Теперь уже МИКОМ может не только потерять надежду прикупить КМК в счет искусственно образовавшегося долга, но и вовсе лишиться контроля над комбинатом. На днях в Западно-Сибирском арбитражном суде будет рассматриваться заявление Федеральной службы по делам о несостоятельности РФ и кредиторов КМК об отстранении Кузнецова от должности внешнего управляющего за многочисленные нарушения и подлоги. Казалось бы, закон и справедливость торжествуют. Но все не так-то просто - недавно федеральные органы уже лишали Кузнецова аттестата внешнего управляющего, но он с помощью хозяев МИКОМа вернул его. В борьбе за внешнего управляющего братья Живило используют даже такие карманные организации, как "Всекузбасский съезд трудовых коллективов", выступивший с обращением в защиту внешнего управляющего.
Можно не сомневаться, что даже после решения суда убрать нечистоплотных хозяев с комбината будет нелегко. Используя подкупленную и оболваненную часть коллектива КМК, они вполне могут устроить на комбинате побоище вроде того, что было недавно на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, и обвинить в этом власти области. Понимает ли это тот же Аман Тулеев? Наверное, да, но для него сейчас важнее не допустить продажи комбината. Похоже, что это ему удастся.