0
10160
Газета Реалии Интернет-версия

09.09.2016 00:01:00

Гонка за "Лидером" и колпак, полный блох

Александр Мозговой

Об авторе: Александр Федорович Мозговой – независимый журналист.

Тэги: флот, вмф, подлодка, крейсер, бюджет, корвет, фрегат, тральщик, варшавянка, калибр


флот, вмф, подлодка, крейсер, бюджет, корвет, фрегат, тральщик, варшавянка, калибр Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» может войти в боевой состав флота без ЗРК. Фотографии с официального сайта Министерства обороны РФ

Первый русский царь Иоанн IV, после смерти получивший прозвище Иван Грозный, был не только патологически жестоким человеком, но и обладал изощренным умом. Поскольку тогда казна державы, впрочем, как и в другие времена, страдала от нехватки средств, царю приходилось изобретать все новые и новые подати. В этой сфере Иоанн IV не имел себе равных. Однажды он велел с каждого московского двора принести ему по колпаку живых блох. В противном случае, крупный штраф. Естественно, никто не мог выполнить приказ самодержца. Пришлось платить. Однако, если бы на Руси в те времена обитали чиновники Министерства обороны РФ, занимающиеся отчетностью и статистикой, они смогли бы запросто обвести вокруг пальца грозного царя.

ПЕРЕСЧИТАЕМ СНОВА

Мы не раз обращались к теме искажения данных по военно-морскому строительству в Российской Федерации (см. «НВО» за 17.01.14, 16.01.15, 22.01.16 и 25.03.16), однако чиновники, готовящие данные для публичного выступления главе военного ведомства и военно-политическому руководству страны, не перестают удивлять. Так на недавнем селекторном совещании Сергей Шойгу сообщил, что в текущем году ВМФ планирует получить 12 боевых кораблей, восемь боевых катеров и 23 судна вспомогательного флота.

Давайте попробуем пересчитать. Во всяком случае, в отношении цифр, касающихся боевых кораблей, это совсем несложная задача. Не так уж много их строится. В этом году промышленность уже сдала Военно-морскому флоту России два фрегата проекта 11356Р/М: «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Правда, согласно контракту, первый должен был быть передан ВМФ еще в 2013 году, а второй – в 2014-м. До конца текущего года судостроители обещают поставить флоту и третий однотипный корабль – «Адмирал Макаров». И, похоже, они сдержат слово.

Сейчас проходят ходовые испытания две дизель-электрические подводные лодки проекта 06363 «Великий Новгород» и «Колпино» – заключительные субмарины черноморской серии. Они тоже должны быть сданы до конца года. Также на испытаниях большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711 и базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700. Вероятно, их удастся довести до ума до конца года, если в отношении первого решат проблемы с двигательной установкой, а второй удастся насытить современным отечественным противоминным оружием взамен ранее планировавшегося импортного. На Дальнем Востоке достраивается и готовится к испытаниям корвет «Совершенный» проекта 20380. Его, как и тральщик и БДК, намеревались поставить флоту еще в прошлом году, но не сложилось.

Также в прошлом году обещали сдать отечественному ВМФ фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – головной проекта 22350. Но потом по причине «большого объема испытания вооружения корабля» это событие перенесли на конец текущего года. А недавно стало известно, что Верховный Главнокомандующий президент РФ Владимир Путин в категорической форме потребовал от промышленности закончить все испытания фрегата не позже ноября. И действительно, сколько можно ждать? Этот корабль строится и испытывается без малого 11 лет!

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» – очень красивый корабль. Но зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», на нем установленный, не работает. В середине июля этого года начальник Главного управления вооружения Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев официально сообщил, что «до настоящего времени по теме «Полимент-Редут» не получено положительного результата». И дело не только в корабельных зенитных управляемых ракетах (ЗУР) этого комплекса, которые, по словам очевидцев, «валятся на третьей секунде полета», но и в функционировании систем обнаружения целей и обеспечения наведения на них ракет.

Проблема эта не новая. В ряде публикаций «НВО» (см., например, «НВО» за 14.06.13, 26.07.13, 17.01.14 и 20.02.15) обращалось внимание на катастрофическую ситуацию с ЗРК «Редут», который из-за неспособности выдавать с помощью РЛС «Фурке-2» целеуказание ЗУР сделал беззащитными для ударов с воздуха корветы проекта 20380. «Полимент-Редут» – дальнейшее развитие неудачного «Редута». Мы высказывали предположение, что и с этим комплексом возникнут трудности (см. «НВО» за 22.01.16). К сожалению, наш прогноз оправдался.

В итоге грянул гром: в начале августа этого года «за упущение в работе и утрату доверия» уволен с поста генерального директора НПО «Алмаз» Виталий Нескородов, по чьему ведомству числятся «редуты» и «полименты». Но громкая отставка, увы, не решит проблему корабельных ЗРК. Судя по всему, здесь системная ошибка. И чтобы ее понять и найти решение, понадобится время. На это потребуется не месяц и не два. До конца года «Полимент-Редут» вряд ли порадует.

А что же с «Адмиралом флота Советского Союза Горшковым»? Похоже, Министерству обороны придется принять фрегат в состав ВМФ без ЗРК, как это случилось с корветами проекта 20380.

Таким образом, с учетом кораблей, проходящих испытания, российский флот в лучшем случае получит в текущем году восемь боевых кораблей (четыре фрегата, две подводные лодки, большой десантный корабль и тральщик). Все они, кстати, построены предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Это вдвое лучший результат по сравнению с прошлогодним. Тогда флот пополнился двумя подводными лодками проекта 06363 и двумя малыми ракетными кораблями «Зеленый Дол» и «Серпухов» проекта 21631, которые 19 августа нанесли высокоточные удары ракетами «Калибр» по объектам террористов в Сирии.

Министр обороны говорил о 12 боевых единицах. Но этого никак не может быть. Откуда же взялась эта цифра? Чиновники российского военного ведомства почему-то очень любят магическое для них число «четыре». Вот они и приписали мифическую четверку к реально возможным восьми кораблям. Эти «блохи» заметно улучшили результат.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИПИСОК

Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону» на испытаниях.
Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону» на испытаниях.

Впрочем, существует целый арсенал приписок, под которыми нередко имеется материальная основа. Например, такое российское ноу-хау, как включение в число вновь вступивших в строй кораблей и подводных лодок, прошедших ремонт и модернизацию. В этом году, например, после ремонта на Балтийский флот вернулся сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540. Он уже несет антипиратскую службу в Аденском заливе. Тихоокеанский флот принял отремонтированную атомную подводную лодку (АПЛ) К-419 «Кузбасс» проекта 971, а Балтийский – дизель-электрическую ПЛ «Выборг» проекта 877. Снова в строю флагман Каспийской флотилии ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К. Вот вам и недостающая четверка. В этом году должен завершиться ремонт атомной подводной лодки стратегического назначения К-44 «Рязань» проекта 667БДР. В запасе есть еще несколько дизель-электрических субмарин, которые могут до конца года вернуться в состав ВМФ после ремонта. Скоро должны начаться испытания ракетного крейсера «Маршал Устинов» проекта 1164, который с июня 2011 года проходит модернизацию.

Подсчет катеров – более сложная задача, поскольку к ним, дабы нагнать количество, нередко относят даже моторные лодки с подвесным мотором. В планах можно обнаружить только два катера – противодиверсионные проекта 21980. Оба они проходят испытания и скоро пополнят Северный флот. А вот еще с шестью – полный туман. Вполне возможно, речь идет о небольших скоростных транспортно-десантных катерах типа БК-16 и десантно-штурмовых типа БК-10, о серийном строительстве которых недавно объявлено. Их можно сделать в короткий срок.

Еще более неясная картина вырисовывается со вспомогательными судами. В Министерстве обороны к их числу под «общую гребенку» приписывают небольшие базовые плавучие средства: рейдовые буксиры, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д. Как с иронией замечает по этому поводу на страницах журнала Военно-морского института США Proceedings бывший военно-морской атташе Соединенных Штатов в РФ кэптен Томас Р. Федышин, в России «склонны преувеличивать объем поставок, зачастую смешивая в кучу небольшие прибрежные суда и большие военные корабли». Но иначе цифра 23 никак не вырисовывается.

И все-таки попробуем из этой «кучи» выбрать действительно вспомогательные суда, то есть единицы, способные выполнять свои задачи не на рейде и не в гавани. С начала года ВМФ пополнился спасательными буксирами СБ-738 проекта 22870, СБ-121 и СБ-123 проекта 02980, а также опытовым судном «Виктор Чероков» проекта 20360ОС. Еще в прошлом году должно войти в строй судно тылового обеспечения «Эльбрус» – головное судно проекта 23120. Давно минула первая половина года нынешнего, а оно так и не вышло на испытание. Или все надежды на теплую зиму? А если она выдастся холодной? Вряд ли поспеет до зимы выйти в море и танкер «Академик Пашин» проекта 23130.

Вместо 23-х отечественный ВМФ получит от силы пять-шесть вспомогательных судов. Другими словами, дело с ними, хотя они и проще по конструкции и составу комплектующих, обстоит еще хуже, чем с боевыми единицами.

ВЫГОДНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ

Вы, наверное, обратили внимание, что ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов» проходит модернизацию, причем неглубокую, вот уже пять лет. Еще в более длительный долгострой грозит превратиться радикальная перестройка тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» по проекту 11442М. Его обещали сдать в 2018 году, затратив 50 млрд руб. Однако в начале июня этого года главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев, сообщил, что этот ТАРКР вернется на флот в 2020 году, то есть срок сдвинут на два года вправо. Такой вариант развития событий не явился неожиданностью. Он закономерен. Об этом писала газета (см. «НВО» за 31.10.14). Можно утверждать, что и названный главкомом срок – неокончательный. Его придется еще «подвинуть» вправо года на два-три, а то и вовсе поближе к 2025-му. Ведь до сих пор работа над технической документацией, необходимой для осуществления модернизации, еще не завершена. Несомненно, смета расходов переоборудования корабля будет значительно, если не многократно, превышена.

И все во имя чего? Даже насытив «Нахимова» самыми современными системами и оружием, включая гиперзвуковые ПКР «Циркон», в случае войны нельзя будет уберечь крейсер от ударов более многочисленных сил ВМС и ВВС западных «партнеров» России с воздуха, из воды и с моря. Этот суперкорабль успешно сможет выполнять только одну задачу: быть плавающим пьедесталом для первых лиц государства, время от времени приезжающих на Северный флот, дабы убедиться, что этот флот все еще существует. Конечно, радикальная модернизация «Нахимова» преследует и другую цель. Она основательно затрудняет контроль за расходованием средств, поступающих из бюджета на перестройку корабля.

Не успела набрать обороты эпопея с модернизацией «Адмирала Нахимова», как, похоже, высокое начальство готово дать старт новой авантюре. Мы имеем в виду планы постройки то ли восьми, то ли двенадцати эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер», строительство которых должно начаться в 2019 году. Их полное водоизмещение составит более 17 500 т – такое же, что имели самые массовые советские крейсера проекта 68-бис, длина 200 м и ширина 20 м. Корабли будут нести до 200 единиц ракетного оружия – ПВО/ПРО, противокорабельного, противолодочного, а также предназначенного для поражения береговой цели. Энергетическая установка скорее всего ядерная на базе атомной энергоустановки РИТМ-200, которая устанавливается на атомных ледоколах нового поколения проекта 22220. Она позволит развивать максимальную 32-узловую скорость хода. Дальность плавания неограниченная, автономность по запасам провизии – 90 суток.

Все это очень впечатляет, но строить такие корабли в настоящее время некому и негде. Кадры квалифицированных судостроителей, особенно имеющих опыт сборки крупнотоннажных надводных кораблей, утрачены. Верфи, способные оснащать атомными энергетическими установками боевые надводные корабли, отсутствуют. Севмаш не в счет, поскольку обязан прежде всего строить так нужные флоту атомные подводные лодки, а не корректировать срок их сдачи вправо.

СТАВКА НА АТОМ

Между тем появилось сообщение о намерении отечественного оборонпрома впредь оснащать ядерными энергетическими установками все боевые корабли 1–2 ранга нового поколения. Это, дескать, связано с тем, что разработка и производство АЭУ налажены в России и не зависят от поставки из-за рубежа. Предполагается создать линейку унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4 тыс. т (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью от 40 до 200 мегаватт. С учетом того, что потребности отечественного ВМФ в ближайшие 20 лет в кораблях 1–2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества АЭУ «не составит особой сложности».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» проходит капремонт с 2011 года. 	Фото с сайта www.star.ru
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» проходит капремонт с 2011 года. Фото с сайта www.star.ru

Из-за того, что в великой судостроительной державе России не выпускаются надежные дизели и в настоящее время вообще отсутствуют газовые турбины, будем оснащать большие надводные корабли атомными энергоустановками. Удовольствие это встанет в копеечку! И еще какую! Но российский бюджет просто не потянет подобную новацию. Даже если такое и случится, атомные военные корабли под Андреевским флагом будут бороздить моря и океаны в веселой компании катеров и судов «Гринпис». Их просто не пустят в большинство портов мира. С помощью ядерных монстров можно лишь пугать зарубежных обывателей и вытрясать из них деньги на военные расходы США и НАТО. В чем руководство последних уже набило себе руку.

Но до этого, мы уверены, дело все-таки не дойдет. Корпус «Лидера» еще построить можно, а вот при насыщении его вооружением и оборудованием будут возникать бесконечные трудности. Здесь достаточно сослаться на печальную историю строительства фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20380, которые на сегодняшний день остались без ПВО/ПРО, и, проще говоря, являются небоеспособными кораблями. К слову, в 2001 году при закладке корвета «Стерегущий», головного проекта 20380, высокие чины и должностные лица уверяли, что к 2015 году флот будет иметь 15–20 кораблей этого типа. Сегодня же он располагает всего четырьмя корветами, да еще и без средств противоздушной обороны.

КТО ВИНОВАТ

По большому счету судостроители здесь не самые крайние. Процентов 80 их успеха зависит от поставщиков комплектующих. А количество контрагентов может исчисляться в зависимости от сложности корабля сотнями и даже тысячами. Каким-то образом влиять на качество их работы и своевременную доставку компонентов судпром не может. Министерство промышленности и торговли, которому среди прочих подчиняются и оборонные отрасли, справиться с этой задачей не в состоянии. Военно-промышленная комиссия физически не способна выполнить эту миссию.

То есть эффективное управление оборонными отраслями утрачено. Тут к месту вспомнить эпизод, который произошел в 1993 году, когда премьер-министры России Виктор Черномырдин и Украины Леонид Кучма прибыли в Николаев, чтобы решить судьбу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг», строившегося на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) и имевшего к тому времени 68-процентную готовность. Главы двух правительств обратились к директору этого предприятия Юрию Макарову с вопросом: «Что нужно, чтобы достроить корабль?» Юрий Иванович коротко ответил: «Советский Союз, ЦК, Госплан, ВПК и девять оборонных министерств». Всем стало ясно, что корабль ввести в строй не удастся. Он в конце концов ушел в Китай, где его и достроили под названием Liaoning. Там управление оборонной промышленностью действует практически безукоризненно. Мы же заняты пересчетом «блох».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1968
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2963
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2341
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2341

Другие новости