0
14529
Газета Тенденции Интернет-версия

19.08.2015 00:01:00

Колокольни и минареты Карабаха

Антон Евстратов

Об авторе: Антон Геннадьевич Евстратов – политолог.

Тэги: карабах, мечети, храмы, армяне, азербайджанцы, ислам, христианство


карабах, мечети, храмы, армяне, азербайджанцы, ислам, христианство Верхняя мечеть Гевхар-аги в городе Шуши. Фото с сайта www.wikipedia.org

Нагорно-Карабахская республика (НКР, армянское название региона – Арцах) со времен обретения ею независимости воспринимается как один из оплотов Армянской апостольской церкви (ААЦ). Непризнанная республика по соотношению христиан к гражданам другого вероисповедания находится на втором месте после Ватикана. Произошло это после исхода из Арцаха азербайджанцев-мусульман. На данный момент в Нагорном Карабахе христиан – 99,9%. Политиками и клириками эта цифра соотносится именно с паствой ААЦ. Однако верно ли это?

Армянская апостольская церковь действительно сыграла важнейшую роль в истории Арцаха и всего армянского народа – зачастую помимо религиозных функций она в периоды утери государственности брала на себя и политические. К примеру, расположенный в Мартакертском районе НКР монастырь Гандзасар стал настоящим политическим центром средневековой Армении – именно гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалян организовал переговоры армян с российским императором Петром I, инициировал сопротивление персам, туркам и соседним тюркским племенам и даже изгнал захватчиков лишь силами войск Арцаха и Сюника на 20 лет. В эпоху национального движения и войны с Азербайджаном 1988–1994 годов Апостольская церковь также выступила в поддержку армян Нагорного Карабаха. В народе до сих пор помнят диаконов Раффи и Тер-Корюна и священника Тер-Григора, взявших в руки оружие во имя своего народа. Излишне говорить, что во многом активности церковных деятелей способствовало мусульманское (пусть и формальное) вероисповедание азербайджанцев, которое видится в армянской среде как символ захвата и порабощения.

Собор Иоанна Крестителя в монастыре Гандзасар.	Фото автора
Собор Иоанна Крестителя в монастыре Гандзасар.
Фото автора

На данный момент ААЦ имеет в независимом Карабахе статус национальной Церкви. Этот ее исключительный статус отражен в пункте 2 главы 10 Конституции НКР. Представлена Церковь на территории республики Арцахской епархией, возглавляемой архиепископом Паргевом Мартиросяном. В ее распоряжении – кафедральный собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши, собор Святого Иоанна Крестителя на горе Гандзасар, церковь Святого Акопа в Степанакерте и др.

Однако ААЦ – не единственная христианская конфессия Нагорного Карабаха. В последние несколько лет на территории маленькой непризнанной республики весьма активны различные протестантские Церкви и общины. Это свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Союз армянского религиозного братства, Евангельская церковь, евангельские христиане-баптисты. Кроме того, имеется некоторое количество католиков. Всего в упомянутых общинах состоит более 3 тыс. граждан непризнанной республики.

Их права зачастую нарушаются, а интересы не принимаются во внимание правительством. Так, один баптист (Гагик Мирзоян) и двое свидетелей Иеговы (Арег Аванесян и Карен Арутюнян) были осуждены на реальные тюремные сроки за отказ служить в рядах вооруженных сил. При этом возможности проходить альтернативную гражданскую службу по идеологическим соображениям у граждан Арцаха нет. В результате фактически создается противоречие между законом об обязательной воинской службе и законом о свободе совести и религиозных организаций.

По информации директора карабахского Центра гражданских инициатив Альберта Восканяна, власти регулярно создают проблемы в регистрации протестантских Церквей. Так, в регистрации отказывалось свидетелям Иеговы и организации «Огонь Возрождения». Что касается остальных религиозных объединений, они имеют собственные молельные дома в Степанакерте.

Не стоит забывать, что Нагорный Карабах имеет и свою исламскую историю. Надо отдать должное властям республики – они в отсутствие на территории Арцаха мусульман прилагают все возможные усилия к восстановлению персидских мечетей. Всего за последние годы были отремонтированы пять таких объектов – три мечети, одно медресе в городе Шуша и мечеть в городе Агдаме. Примечательно, что среди специалистов и общественности Нагорного Карабаха господствует точка зрения, что мечети, несмотря на конфликт с мусульманами-азербайджанцами, восстанавливать надо – по культурным соображениям, а также потому, что к Азербайджану данные сооружения отношения не имеют. Как заявляет блогер Шаген Назарян, шушинские мечети, к примеру, являются типичными иранскими культовыми сооружениями по своей планировке и к современной Азербайджанской Республике со столицей в Баку не относятся никоим образом. При этом у карабахского обывателя памятники иранской культуры ассоциируются именно с азербайджанцами, что становится причиной негативной реакции на их восстановление. Люди вспоминают оскверненные армянские кладбища и церкви и недоумевают, почему на территории добившейся независимости республики должны вновь появляться мусульманские сооружения. Власти видят свою задачу в том, чтобы разъяснять населению принадлежность построек иранцам – в настоящее время экономическим партнерам Армении и Арцаха.

Религиозную обстановку в современном Нагорном Карабахе нельзя назвать простой – наряду с началом признания культурного наследия ислама в республике фиксируются нарушения прав меньшинств. Вне сомнения, критиковать за это государство, более 20 лет находящееся в состоянии войны и в опасности оккупации более крупным, экономически мощным соседом, – дело неблагодарное. Тем не менее граждане НКР любых вероисповеданий и неверующие, согласно Конституции страны, имеют равные права, которые должны соблюдаться. Карабах прошел длинный, сложный и в целом успешный путь развития в политической, экономической, культурной сферах, и очевидно, что ему по силам сделать то же самое в части религиозных прав и свобод.

Степанакерт-Шуша


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
799
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
999
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
912
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
908

Другие новости