0
12161
Газета Тенденции Интернет-версия

19.11.2014 00:01:00

Правый марш немецких ультрас

Тэги: германия, футбольные фанаты, болельщики, ультраправые, неонацисты, салафиты, исламисты, байкеры, полиция, конфликт, демонстрация


германия, футбольные фанаты, болельщики, ультраправые, неонацисты, салафиты, исламисты, байкеры, полиция, конфликт, демонстрация Даже благодаря спецсредствам полиции не удалось одолеть футбольных ультрас. Фото Reuters

Закрытые деревянными ставнями окна домов и витрины магазинов, расселенные отели, вымершие улицы - так северогерманский город Ганновер встретил назначенную на 15 ноября массовую демонстрацию футбольных болельщиков у городского вокзала. Правда, на этот раз движению Hooligans gegen Salafisten («Хулиганы против салафитов», hooligans – название агрессивной фанатской субкультуры) не удалось повторить масштабов недавней акции в Кельне, где 26 октября они собрали, по оценке журналистов и полиции, 4–4,5 тысячи человек и после боя с полицейскими прошли маршем по улицам города. Но Германия уже несколько недель живет в страхе перед повторением этой местной «Манежки». 

Прибывшие 26 октября в Кельн на поезде из Дортмунда фанаты, зарядившись энергией от концерта праворадикальной группы Kategorie C (ее название апеллирует к полицейскому обозначению той категории футбольных болельщиков, которые ходят на футбол только ради насилия), сцена которой была развернута прямо на площади у вокзала, быстро вступили в столкновения со стражами порядка, закидывая их камнями и бутылками. В ответ полиция применила перечный газ и водометы, однако фанаты заметно численно превосходили правоохранителей. Итог – полсотни получивших травмы полицейских и один опрокинутый микроавтобус. «Правые hooligans застали полицию врасплох, – пишет обозреватель медиапортала Tagesschau.de Патрик Гензинг. – По очкам победа в любом случае за ними, ведь они смогли, несмотря на все насилия и бесчинства, пройти по Кельну». Этот марш, считает Гензинг, «является возвращением немецких hooligans» на улицы, но уже в виде «нового движения». Точнее, речь о «новом старом» движении. Как отметил изданию Frankfurter Allgemeine председатель профсоюза полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия Арнольд Пликерт, наблюдавший за событиями, там было «много немолодых hooligans, людей 45 лет и старше, которые под предлогом борьбы с салафизмом вернулись на сцену», то есть в активное фанатское движение, вернув ему прежний агрессивный характер.

Ведь за последние десятилетия немецкое фанатское движение заметно сбавило градус правого радикализма. «Сейчас того, что было даже десять лет назад, в Германии и в помине нет, – отметил в комментарии «НГР» председатель «Объединения спортивных болельщиков» Всеволод Алексеев, хорошо информированный о настроении фанатов не только в России, но и за рубежом. – Бум правого околофутбольного движения в Европе начался в конце 80-х падением коммунистического режима: многие болельщики выбирали ультраправое движение лишь по той причине, что это было неким противопоставлением ненавистному им коммунизму. Это было и в Германии после падения Берлинской стены. Основным оплотом националистических и правых идей стала как раз Восточная Германия. Наиболее правыми, помимо фанатов «Гамбурга», были болельщики «Ганзы» (Росток), «Локомотива» (Лейпциг) и «Динамо» (Дрезден)». Сейчас же, по его словам, подавляющее большинство немецких фанатов аполитичны. Активно распространяются среди них и левацкие идеи. «Наглядный пример – бременский «Вердер», где раньше среди болельщиков были такие  ультраправые группировки, как Nordsturm и Standarte Bremen, а сейчас на трибунах правят группировки левого толка», – говорит Алексеев.

Медиапортал «Немецкая волна» утверждает, что своим появлением Hooligans gegen Salafisten обязаны как раз беспокойству «старых» фанатов распространением левых идей на трибунах. По его данным, ключевой фигурой здесь стал 61-летний праворадикальный активист Зигфрид Борхардт по кличке SS-Siggi из Дортмунда. В 1982 году он создал фан-клуб болельщиков «Боруссии Дортмунд» Borussenfront, тесно связанный с неонацистами. Сейчас влияние ультраправых на трибунах рейнского клуба подорвано, его официальный фан-клуб BVB вывешивает на матчах баннеры «Наци – вон» и «Против правых». Но, как отмечал в декабре 2013 года в местном издании Derwesten.de журналист Стефан Рейнке, Borussenfront «снова усиливает свое присутствие» на трибунах. При этом, пишет он, осенью 2013 года и в других рейнских городах, таких как Эссен и Дуйсбург, представители «старой гвардии» фанатского движения предприняли агрессивные действия против левых и более молодых ультрас, стремясь вернуть на трибуны прежние идеи.

«В начале этого года, по словам Борхардта, он пригласил своих старых друзей, членов различных хулиганских групп, чтобы обсудить текущие события в среде футбольных болельщиков Германии, – сообщила 26 октября «Немецкая волна». – Их беспокоит прежде всего одна тенденция: растущее число левых ультрас, которые выступают против политической позиции Борхардта и его союзников (из других фанатских группировок. – «НГР»)». По словам исследователя субкультуры правых болельщиков Гюнтера Пилца, собравшиеся представители 17 фанатских групп «решили положить этому конец, чтобы возродить старые ценности на стадионах», и создали с этой целью коалицию. Об этом альянсе правых фанатов болшинства футбольных клубов в мае рассказывалось и в статье, вышедшей в журнале Spiegel. «Решение совместного противостояния салафизму со стороны немецких фанатов представляется вполне логичным», – отмечает также Алексеев.

Первые демонстрации в формате Hooligans gegen Salafisten начались в рейнских городах весной. 23 марта в Мангейме местные фанаты объединились с теми, кто приехал из  Кайзерслаутерна, Франкфурта, Карлсруэ, Штутгарта и провели в количестве 150–200 человек контрдемонстрацию против публичного мероприятия салафитов на городской площади. Последующие акции собирали меньше участников, но в сентябре в Дортмунде на улицы вышли уже 300 фанатов, а в октябре в Кельне Hooligans gegen Salafisten совершили как количественный, так и качественный скачок. Помимо футбольных фанатов, в демонстрации приняли участие скинхеды, «автономные националисты» с баннером «Национализму нет альтернативы» и местные байкеры.

По поводу участия в фанатской акции скинхедов и националистов и так понятно. Борхардт, как можно узнать из СМИ, в начале 1980-х был лидером дортмундской ячейки Фронта действий национал-социалистов Михаэля Кюнена, а затем примкнул к неонацистской Свободной немецкой рабочей партии, выдвигался от нее в депутаты в 1984 и 1985 годах на местных выборах, а в 1989 году в Европарламент. Участники его Borussenfront имели перекрестное членство как в этой партии, так и в Национал-демократической, выполняя охранные функции для партийных мероприятий. В мае с.г. Борхардту удалось избраться в городской совет Дортмунда от партии «Правые», возникшей при расколе ультраправого Немецкого народного союза. В самом Кельне заявителем акции выступил депутат городского Совета от правой партии «Гражданское движение за Северный Рейн-Вестфалию» Доминик Реслер. Очевидно, этим и объясняется согласованный в Кельне концерт Kategorie C, привлекший на мероприятие многих фанатов и праворадикалов, для которых эта группа является культовой. Некоторые ее музыканты  ранее и сами состояли в ультраправой фанатской группировке Standarte Bremen. «Большинство концертов группы проходит подпольно и обычно запрещается полицией, – указывает на сайте Publikative.org, посвященном правому радикализму, обозреватель Феликс Штайнер. – Но в Кельне вышло совсем иначе».  Он отметил и присутствие на фанатском марше нескольких видных функционеров Национал-демократической партии.

А вот участие байкеров выглядит тем более неожиданным, что эта мачистская криминальная субкультура давно враждует с неонацистской во всем мире. Однако известны случаи, когда байкеры объединялись с наци-скинхедами. Известный британский журналист Гарри Бушелл в своей книге «История Oi!» (2001), посвященной этому музыкальному стилю, пишет о массовой драке в лондонском пригороде Саутхолл 4 июля 1981 года: «Как ни странно, сообщения по радио о расовых беспорядках побудили целую толпу байкеров из Западного Лондона помчаться к клубу (где концерт популярных у скинхедов Oi!-групп был атакован пакистанской молодежью. – «НГР»), чтобы встать рядом со своими старыми врагами, бритоголовыми, против азиатов». В октябре с.г. в Кельне борьба с салафитами так же объединила заклятых врагов.

«Это возможно не только в Берлине, Гамбурге или Кельне, подобное может случиться во всех городах», – заявил информагентству DPA председатель общегерманского профсоюза полиции Райнер Вендт, добавив, что подобные явления, по его мнению, будут нарастать. МВД после событий в Кельне активизировало работу по предотвращению  подобных выступлений и нейтрализации правых радикалов в фанатской среде, но, как отметил 10 ноября Spiegel Online сотрудник отдела госбезопасности Федерального ведомства уголовной полиции Германии Энди Нейман, «мобилизационный потенциал Hooligans gegen Salafisten еще не раз удивит нас».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
432
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
454
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
348
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
241

Другие новости