Парламентарий Йоги Адитьянатх призвал индуистов жениться на мусульманках, с тем чтобы обращать их в свою веру. Фото Reuters
Бхаратия Джаната парти (БДП), пришедшую к власти в Индии в мае с.г., обвиняют в насаждении агрессивного индуистского национализма. Инициативы, выдвигаемые региональными властями страны, как может показаться, подтверждают этот тезис. В Гоа в июне с.г. была предпринята попытка запретить мини-юбки. В штате Керала окончательно ввели сухой закон. Под угрозой тем самым оказалось совершение христианских богослужений из-за запрета на вино причастия.
В самой БДП отрицают проведение дискриминационной политики в отношении инаковерующих. «Индуизм – это не религия, это образ жизни», – заявляет глава правительства южноазиатского государства Нарендра Моди. Согласно данным WikiLeaks, сам премьер не намеревается преследовать мусульман и христиан, но на него оказывают воздействие более радикальные соратники, в частности, принадлежащие к партии «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС).
В августе с.г. глава этого объединения Мохван Бхагват оказался в центре громкого скандала. Политик заявил, что «Индия является индуистской страной», поскольку «весь мир признает индийцев как индусов». Бхагват выступил в поддержку хиндутвы – концепции, предполагающей приверженность всех граждан страны образу жизни, основанному на ведийских ценностях. С теоретической точки зрения носителем хиндутвы может быть и мусульманин. На практике совместимость других религий и индуистских поведенческих норм остается проблематичной.
Угроза быть обвиненными в неуважении к хиндутве тяготеет над религиозными меньшинствами, составляющими 20% населения страны. Приверженцы других вер и светские гуманисты «атаковали» Бхагвата, которого даже сравнили с Гитлером. «Хиндутва нужна, чтобы Индия оставалась единой, ее граждане могут придерживаться любой веры или не исповедовать никакую», – пошел на попятную Бхагват. В окружении политика заявляют, что задача правых – в том, чтобы сцементировать общность индийцев, а сделать это можно только вокруг индуизма.
Задача скрепления индийской национальной общности кажется правым актуальной еще и потому, что в государстве действуют партикулярные правовые системы. РСС предлагает отменить их использование, унифицировав все юридические нормы. Шаги в этом направлении предпринимала БДП и, в частности, сам Нарендра Моди в бытность губернатором штата Гуджарат. Только подобное решение в общенациональном масштабе выглядит слишком радикальным. Правовой реформе сопротивляются мусульмане, многие из которых в особенности недоброжелательно относятся к хиндутве. Моди колеблется и, по-видимому, не пойдет на перемены.
Дуализм «Индийский национальный конгресс (ИНК) против БДП» в индийской политике может быть с некоторым огрублением описан как противостояние партии, поддерживающей права меньшинств, и партии этнокультурного большинства. Во время своего правления ИНК предоставлял льготные кредиты и квоты в вузах мусульманам и сикхам. «Подобная практика неприемлема, кто-то должен выступать и за индуистское большинство», – цитирует Washington Post мнение одного из сторонников РСС, возмущенного привилегиями, раздаваемыми ИНК.
Со своей стороны, конгресс использует «религиозную карту» против Нарендры Моди, которого называет покровителем правых радикалов. Запутанные отношения нынешнего индийского премьера с радикальными индуистами действительно можно назвать его ахиллесовой пятой. В ходе предвыборной кампании Моди разыгрывал исключительно экономическую карту.
Противники все равно обвиняют Моди в том, что в молодости он состоял в радикальной РСС. В годы его правления в штате Гуджарат около 2 тыс. приверженцев ислама стали жертвами межобщинных столкновений, разразившихся после того, как мусульмане подожгли поезд с пилигримами-индуистами. Бездействие нынешнего премьера в ходе погромов повлекло за собой введение западных санкций, снятых лишь в недавнем прошлом.
Российский индолог Валерий Кашин уверен, что обвинения в радикализме, выдвигаемые против Моди, лишь в незначительной степени соответствуют действительности (подробнее в «НГР» от 21.05.14). По сведениям ученого, экономические успехи штата Гуджарат позволили политику привлечь на свою сторону значительное число мусульманских избирателей. Вместе с тем нынешний премьер Индии – фигура не до конца приемлемая как для западного, так и для мусульманского истеблишмента. В этой связи преобладание негативных публикаций о Моди в мировых СМИ неудивительно.
Ситуацию усугубляет то, что среди однопартийцев действующего индийского премьера немало тех, кто готов подвести его под огонь критики. Так, парламентарий от БДП Йоги Адитьянатх в августе призвал индуистов жениться на мусульманках, с тем чтобы обращать их в свою веру. Таким путем, как утверждает депутат, индусы возместят убыль в общине от перехода женщин-индуисток в мусульманские семьи.
В то же время министр правительства Гоа Судин Дхаваликар попытался запретить мини-юбки на подведомственной ему территории. «Молодые девушки в коротких юбках в барах – все это не соответствует нашей культуре. Что станет с культурой Гоа, если мы будем позволять подобные вещи?» – заявил он. Однако политика одернули его же однопартийцы из БДП. «Гоа – часть Индии, и никакие отличия тут не позволительны», – заявил официальный представитель объединения Вилфред Мескита.
На фоне напряженной политической борьбы, в ходе которой противники Моди разыгрывают карту его религиозного радикализма, дают о себе знать экстремисты другой религии – ислама. В августе стало известно о проникновении эмиссаров «Исламского государства» в Индию. Тогда же общественное мнение страны поразил шокирующий случай. Индуистку, устроившуюся на работу преподавательницей в медресе Саравы в штате Уттар-Прадеш, изнасиловали и попытались насильственно обратить в свою веру сотрудники учреждения. После того как девушке удалось бежать, выяснилось, что противоправные действия в отношении работниц-немусульманок были поставлены в Сараве на поток.