Спецслужбы Британии предполагают, что журналиста Джеймса Фоули (слева) убил уроженец этой страны - вероятнее всего, 23-летний Абдель-Маджид Абдель Бари. Фото Reuters
Действия «Исламского государства» (ИГ) сказались на отношениях христиан и мусульман в Европе. С критикой сложившегося межрелигиозного консенсуса выступили представители истеблишмента, не несущие политической ответственности за свои слова, то есть чиновники-«отставники». Высказывания государственных деятелей, покинувших свои посты, могут отражать настроения некоторых из властей предержащих, предупреждают эксперты. Спецслужбы европейских стран тем временем сообщают о тысячах уроженцев ЕС, примкнувших к вооруженным формированиям ИГ.
Во Франции возобновились споры о допустимости ношения мусульманской религиозной одежды. Близкая соратница экс-президента Николя Саркози, бывший госсекретарь по делам семьи Надин Морано 18 августа на своей странице в Facebook написала, что приверженцы ислама могут «уехать в другие страны», если культурные традиции новой родины не соответствуют их религиозным ценностям. «У нас страна закона, светская страна», – написала Морано. Экс-министр, уверенная, что в последние десятилетия Франция понесла урон в связи с распространением чуждых ей ценностей, поместила рядом изображения мусульманки в религиозной одежде и Брижит Бардо в купальнике. «Когда видишь мусульманку в парандже на пляже, а рядом с ней ее спутника в плавках, невозможно не задуматься над тем, что идет атака на нашу культуру, на один из ее принципов – равенство полов», – написала экс-политик, принадлежащая к правоцентристскому «Союзу за народное движение».
По другую сторону Ла-Манша также призывают пересмотреть подход к христианско-мусульманским отношениям. С этой инициативой выступил бывший Архиепископ Кентерберийский Джордж Кейри. Он предложил лишить британского гражданства подданных королевства, сражающихся на стороне ИГ. Вину за радикализацию ислама клирик возложил на политику мультикультурализма, вылившуюся в «совершение убийств, практику женского обрезания и установление шариатских порядков». «Слишком долго мы рефлексировали над своей британской идентичностью и даже стыдились ее. Приняв мультикультурализм и идею того, что все верования имеют равную ценность, мы предали наши собственные традиции гостеприимства в отношении иностранцев. В британском обществе принимали людей разных вер, но только приверженцам одной всегда оказывалось предпочтение – христианам», – заявил Кейри 24 августа.
«Молодые люди, отправляющиеся за рубеж, чтобы вести там джихад силой оружия, прежде чем они уедут, должны быть проинформированы, что возможности возвратиться назад в наше цивилизованное общество у них уже не будет. Понимание того, что все привилегии и возможности, которые есть у них в Британии – от компьютерных игр до мирной жизни, – будут заказаны им в будущем, может воздействовать на них», – советует законодателям экс-прелат.
Инициативу бывшего Архиепископа ужесточить меры воздействия к британцам, готовым сражаться за ИГ, поддержал 25 августа мэр Лондона Борис Джонсон. Политик призвал к более эффективным мерам против уроженцев Евросоюза, направляющихся на помощь фундаменталистам на Ближний Восток, поскольку британские подданные являются одной из наиболее заметных по численности групп среди европейских добровольцев ИГ.
В конце августа с призывом реабилитировать традиционные христианские ценности Великобритании выступил бывший генеральный прокурор королевства Доминик Грив. По словам экс-чиновника, «сотрудники фирм в наши дни сталкиваются с риском потерять работу, если имеют склонность обсуждать вопросы, касающиеся веры, в трудовые будни». Грив убежден, что подобное положение недопустимо; ранее экс-генпрокурор утверждал, что в Великобритании «положение прихожанина Англиканской Церкви и открытого гея сравнялись: и то, и другое вынуждает оправдываться».
В Австралии другой известный экс-чиновник, бывший командующий сухопутными вооруженными силами Питер Лиэхи, 9 августа заявил, что радикальный ислам является ключевой опасностью для его страны: «Австралии необходимо приготовиться ко все более жестокой и дикой, способной продлиться 100 лет войне с мусульманскими экстремистами, которая будет вестись как в других странах, так и у нас, на нашей земле». По утверждению Лиэхи, его государство к настоящему времени «плохо подготовлено» к этой перспективе.
Резкие высказывания экс-военного совпали по времени с реформой антитеррористического законодательства, которую проводит правительство Зеленого континента во главе с Тони Эбботом. По предложению политика граждане Австралии, возвратившиеся из горячих точек, должны будут предоставлять доказательства того, что не принимали участия в боевых действиях на стороне религиозных фундаменталистов. В Канберре опасаются, что с течением времени мусульмане, прошедшие «радикализацию» на Ближнем Востоке, возвратятся на родину, существенно ухудшив криминогенную обстановку. Среди других предложений Эббота – упрощение процедуры роспуска организаций, заподозренных в сочувствии исламскому фундаментализму. Меры, предлагаемые Эбботом, впрочем, могут не быть реализованы. С протестом против новой политики властей выступил ряд исламских организаций. Канберра заявляет о намерении учесть их позицию.
Дополнительный аргумент в пользу инициативы правительства прозвучал в сообщении главы Австралийской службы безопасности и разведки Дэвида Ирвина. 27 августа разведчик сообщил журналистам, что не менее 15 граждан Австралии, воевавших на стороне исламских радикалов в Ираке и Сирии, погибли в ходе боев. «Мы полагаем, уже 15 австралийцев убиты в ходе этих конфликтов, среди них – двое молодых террористов-смертников», – сказал Ирвин. По его словам, еще сто австралийцев в самой стране активно поддерживают исламистов, занимаясь вербовкой и отправкой на Ближний Восток денег и вооружения. Всего в Ираке и Сирии находятся около 60 граждан Австралии, примкнувших к рядам боевиков.
Ухудшение репутации ислама в глазах европейцев и граждан других западных стран в связи с действиями ИГ вызвало к жизни новую тенденцию, почти не дававшую о себе знать в предыдущую эпоху противостояния «Аль-Каиде». Целый ряд мусульманских организаций в странах ЕС выступил с деятельным осуждением действий ИГ. Так, в Норвегии мусульманское молодежное движение провело демонстрацию в знак протеста против преступлений фундаменталистов в Ираке. В ходе митинга выступил глава «Исламского совета Норвегии» Мехтаб Афшар: «Они, ИГ, стоят за терроризм, за террор, а мы осуждаем его в самой резкой форме».
Наиболее экстравагантную форму стремление мусульманских мигрантов дистанцироваться от обвинений в связях с радикалами приняло в Канаде. Имам из Калгари Сойед Салхарвади объявил 48-часовую голодовку в знак протеста против казни ИГ американского журналиста Джеймса Фоули. «Жестокость, совершаемая ИГ, ужасна. Она бесчеловечна. Это терроризм, и при этом в Канаде ИГ удалось завербовать более ста человек, готовых сражаться в Ираке и Сирии», – заявляет исламский лидер, ранее многократно получавший угрозы со стороны радикалов.
Между тем в итальянскую прессу поступили сведения от источников в израильской разведке, согласно которым ИГ может готовить крупный теракт на территории ЕС – покушение на Папу Римского Франциска. Согласно данным, опубликованным газетой Il Tempo, религиозные радикалы рассматривают Понтифика в качестве «наиболее влиятельного распространителя религиозной лжи в мире». По этим сведениям, помощь в организации покушения ИГ могут оказать мусульманские мигранты в Италии.