0
4020
Газета Тенденции Интернет-версия

06.11.2013 00:01:00

Богобоязненные матери Израиля вышли на выборы

Михаэль Дорфман

Об авторе: Михаэль Дорфман – писатель.

Тэги: израиль, иудаизм, ортодоксальный иудаизм, выборы, михаль черновицки, адина рухамкин


израиль, иудаизм, ортодоксальный иудаизм, выборы, михаль черновицки, адина рухамкин Религиозные израильтянки не покушаются на патриархальный уклад, они хотят развивать социальную сферу. Фото из социальной сети

В Израиле 22 октября состоялись муниципальные выборы. В маленьком городке, построенном специально для иудеев ультраортодоксального толка, вопреки обычаям и нормам общины группа женщин вышла на выборы.
Вроде бы ничего необычного – две женщины и кучка детей собрались на главной площади городка Элад, название которого на иврите значит «Бог навечно». Женщин зовут Михаль Черновицки и Адина Рухамкин. Однако на женщинах были надеты майки с призывом голосовать за них. Это была часть предвыборной кампании в местный совет городка. Михаль и Адина могли бы стать первыми женщинами в истории ультраортодоксального еврейства, избранными на общественный пост.
Речь не идет о какой-то религиозной ереси. Это не реформистки из организации «Женщины Стены», добивающиеся права молиться у Стены Плача в Иерусалиме, не восстание против авторитетов, вынудившее поверенную (адвоката) по религиозному праву – Галахе Лею Йекутиэль подать свою кандидатуру в религиозный совет городка Йерухам. Это не похоже на борьбу религиозных сионисток с мужским засильем, как в случае с лектором религиозной семинарии Ханой Кахат. Это и не проявление иудейской феминистской теологии. Это никак не похоже на деятельность религиозной феминистки Ализы Лави, ставшей в этом году депутатом Кнессета от нового центристского движения «Еш атид». И это не  борьба иерусалимского адвоката Орли Эрез-Лиховски за соблюдение антидискриминационных законов в ортодоксальном секторе. И не похоже на борьбу представителей движения, которое на Западе принято называть modern orthodox judaism, таких как Нили Филипп, с ультрарелигиозными запретами в городке Бейт Шемеш, постепенно превращающемся в оплот ультраортодоксии. Женщины Элада чувствуют себя вполне комфортабельно в своем царстве многочисленных заповедей, правил, постановлений и обычаев, регламентирующих жизнь ультраортодоксальных иудеев, предпочитающих самоназвание «харедим» («богобоязненные»).
33-летняя Михаль Черновицки – лидер списка из пяти женщин-кандидаток в местный городской совет. Она замужем, мать троих детей. Михаль не углубляется в теологию.
– Целый год я думала над этим. Кампания предназначена для того, чтобы провести в городской совет представительниц-женщин. Когда во власти только мужчины, то множество вопросов просто проваливаются в никуда.
Впрочем, без теологии в традиционной иудейской жизни никак не обойтись. Их список называется «Город и мать. Матери за Элад». Это аллюзия на фразу «Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать городов в Израиле» из библейской 2-й Книги Царств. Синодальный перевод отличается от древнееврейского оригинала, и в иудейском контексте эта фраза воспринимается как «город и мать в Израиле», а в современном иврите используется как идиоматическое обозначение еврейского народа. Городок Элад молодой, заложен всего 13 лет назад с учетом образа жизни харедим. Здесь тратится много денег на синагоги и другие религиозные учреждения. По субботам улицы закрыты для транспорта. Лишь немногие жители имеют дома телевизор или Интернет.
Второй номер в списке – Адина Рухамкин – вполне согласна с таким образом жизни. С чем она не согласна, так это с тем, что в городке не развит социальный сектор.
– Здесь ничего нет, – запальчиво говорила она в одном интервью. – Совсем ничего. Живешь, словно в гостинице. У нас только есть где спать. Больше ничего.
В программе «Матерей» – строительство библиотеки и общественного клуба с бассейном, расширение автобусного движения и создание дополнительных остановок. Они требуют создания новых рабочих мест как для женщин, так и для мужчин. Многие женщины работают, и требуются детсады и группы продленного дня.
Одна из женщин в толпе, мать девятерых детей, неохотно говорит о своей поддержке женской инициативы.
– Я никогда не слышала раньше о женщине-матери – депутате муниципального совета. Это нововведение. Я надеюсь, что оно будет принято, но я не уверена. На женщин, которые самовыражаются, у нас смотрят неодобрительно. Принято, что мужчины являются выразителями женских желаний.
Женский список в Эладе можно считать маленькой искрой для возможной революции на ультраортодоксальной «улице». Михаль Черновицки считает его выражением демократии. Рахель Ибенбойм из религиозного иерусалимского района Меа Шеарим тоже пыталась пройти в муниципальный совет, получила широкую поддержку в израильском обществе. Однако под давлением своей общины последователей гурского хасидизма она вынуждена была снять свою кандидатуру. В интервью Ибенбойм рассказала, что ее детей угрожали исключить из школы. Мужу намекнули, что его не будут пускать в синагогу. Работодатель стал получать угрозы и требования уволить мужа «восставшей жены». Есть такое определение в иудейском праве – Галахе. В конце концов Рахель решила, что ее община еще не готова к тому, чтобы женщина служила на общественном посту.
Зато другая религиозная женщина, правда, из более «современного» течения иудаизма, Рахель Азария, служит депутатом муниципального совета Иерусалима. Она поддерживает стремление религиозных женщин заняться общественной деятельностью. Азария считает, что со временем все больше и больше женщин из общин харедим пойдут в муниципальную политику.
Выборы закончились. «Матери» из Элада собрали всего 260 голосов и не прошли в муниципальный совет. Однако женщины не унывают и обещают вернуться. На своей странице в соцсети Михаль Черновицки написала, что испытывает гордость за свой город, гордость за демократию в Эладе, где в выборах участвовали 88 процентов  избирателей, в то время как в Тель-Авиве всего 25 процентов. «Женщины пришли на выборы с детьми, – пишет она – Так было в религиозном городе Бней Брак и так происходит в Эладе». «Некоторые скажут, что пришли голосовать потому, что раввин велел. Потому, что объявили голосование религиозным заветом-мицвой. На самом деле все сложнее. Голосование – это действительно завет, но это и право, одно из самых основных в демократическом обществе», – считает эта женщина.
Михаль Черновицки особенно гордится тем, что она возглавила первый в истории женский список, который пошел на выборы без открытой поддержки раввинов (их открыто поддержала лишь жена одного из видных духовных лидеров в городе), тем, что большинство голосов получила как раз в самых «религиозных» избирательных участках. O кампании «Матерей» написали крупные израильские газеты, Washington Post, рассказывали на Американском общественном радио. Михаль Черновицки обещает, что «Матери» еще вернуться и снова попробуют свои силы на общественном поприще для развития своей общины.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1012
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1031
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
929
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1561

Другие новости