0
4596
Газета Тенденции Интернет-версия

21.04.2010 00:00:00

Возвращение "Венгерской гвардии"

Тэги: венгрия, выборы, партия, йоббик, гвардия


венгрия, выборы, партия, йоббик, гвардия Октябрь 1944 года, Будапешт. Штурмовики венгерской фашистской партии "Скрещенные стрелы".
Фото с сайта www.bild.bundesarchiv.de

Выборы в парламент Венгрии, прошедшие 11 апреля, ознаменовались сокрушительным поражением правившей в стране с 2002 года Венгерской социалистической партии (ВСП), набравшей всего 19,29% голосов избирателей и получившей лишь 28 (из 386) мест в Национальном собрании. Абсолютное большинство с 52,77% голосов и 206 депутатскими мандатами взяли правые консерваторы из партии «Фидес» (Fidesz). Третье место с 16,71% голосов (это миллион из 8 миллионов голосовавших венгров) и 26 местами в парламенте заняла ультраправая партия под несколько несуразным для нашего уха названием «Йоббик» (Jobbik), полностью оно звучит как Jobbik Magyarorszagert Mozgalom, что переводится как «За лучшую Венгрию». Здесь есть и игра слов – Jobbik можно перевести не только как «лучшая», но и как «правейшая». Второй тур выборов в ряде округов, где ни одному из кандидатов не удалось завоевать более половины голосов, пройдет 25 апреля и решит судьбу оставшегося нераспределенным 121 депутатского кресла. Однако в целом на ситуацию это уже не повлияет. Главная сенсация выборов состоит не столько в поражении социалистов и победе консерваторов, сколько в прорыве ультраправых (в 2006 году альянс «Третий путь», куда входила «Йоббик», набрал лишь 2,2% голосов). «Йоббик», выступающая под лозунгом «Венгрия для венгров», ранее обещала «сделать Венгрию христианской страной». Осенью прошлого года эта партия уже добилась впечатляющих успехов на выборах в Европарламент (14,77% венгерских избирателей) и даже стала там инициатором создания ультраправой фракции из депутатов разных стран под названием Альянс европейских национальных движений.

Партия «Йоббик» была создана ультраправыми студентами гуманитарного факультета Будапештского университета в 2003 году. Годом ранее на выборах потерпели фиаско правившие с 1998 года консерваторы из «Фидес», и к власти, получив 42,1% голосов, пришли социалисты. Впрочем, социалистической ВСП была лишь по названию, хотя и вела свое происхождение прямо от правившей в период «народного социализма» в 1956–1989 годах Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП), отказавшейся в 1989 году от марксизма и вставшей на платформу социал-демократии. Лидер партии и премьер-министр в годы ее правления Ференц Дюрчань хоть и выходец из актива венгерского комсомола 80-х, но с 90-х годов является одним из богатейших бизнесменов страны. ВСП, будучи у власти, проводила самую что ни на есть либеральную экономическую политику, вступив в ЕС и открыв экономику страны для иностранцев. Страна и ее население жили в долг, на кредиты, при этом в 2006 году, по оценкам ЕС, 40% венгров относились к категории «бедных по европейским стандартам людей». А то, что у власти находилась партия, называвшаяся социалистической, подрывало и доверие к идеям социализма, возможность для появления настоящих левых движений. Даже пришедший на пост главы ВСП на смену Дюрчаню Аттила Мештерхази вынужден был признать накануне 11 апреля, что «после этих выборов нам точно придется строить новую левую силу в Венгрии», ибо ее нет.

Летом 2006 года правительство Дюрчаня начало реформы, целью которых было «сбалансировать» бюджет, год из года уходивший в минус. Резко выросли цены на ЖКХ, на продукты, на бензин. Де-факто платными стали медицинское обслуживание и образование. Венгрию залихорадило. Ситуацией моментально воспользовалась «Фидес», начавшая кампанию митинговых протестов. После одного из них 17 сентября 2006 года собравшаяся толпа из нескольких тысяч скинхедов и футбольных фанатов под флагами довоенной Венгрии взяла штурмом и сожгла телецентр и едва не овладела зданием парламента страны, попутно осквернив памятник советским солдатам – освободителям Будапешта в 1945 году. Далее подобного рода бои ультраправых с полицией продолжались до конца октября, пока власти не удалось стабилизировать ситуацию.

И тут на политическую сцену открыто выходит «Йоббик». 25 августа 2007 года на массовом митинге в самом центре Будапешта, собравшем 3 тыс. его сторонников, 29-летний лидер партии Габор Вона, недавний студент-историк, объявил о создании «Венгерской гвардии» (Magyar Garda) и принял в ее ряды первые 56 человек. «Гвардия» была заявлена как «культурная организация», но принятые в ней униформа и символика (стилизованный зеленый крест на белом ромбе на фоне красно-белого полосатого знамени) прямо повторяли бывшие униформу и символику у фашистской партии «Скрещенные стрелы», правившей в Венгрии в 1944–1945 годах при поддержке гитлеровской Германии. Целью «гвардии» была названа «физическая защита Венгрии» от цыган, гомосексуалистов и «еврейского правительства». Бойцов пообещали обучить обращению с огнестрельным оружием. Знамена новых «штурмовиков» освятили священнослужители трех распространенных у венгров конфессий – католической, евангельской (лютеранской) и кальвинистской (реформатской).


Август 2007 года, Будапешт. Та же униформа, та же символика... Бойцы ультраправой «Венгерской гвардии».
Фото Reuters

В последующие годы «гвардия», численность которой быстро росла (на многих митингах в ее ряды принимали сразу по 400–500 человек), проявила себя «маршами устрашения» по местам компактного проживания цыган, а также откровенным криминалом – было доказано минимум шесть случаев убийства цыган «гвардейцами», многие из которых попали за решетку и стали для своих соратников «мучениками». В феврале 2009 года по стране прокатилась серия поджогов цыганских домов, погибли четыре и были ранены три человека, включая детей, спасавшихся из подожженных домов и подстреленных поджигателями. Хотя, вспоминая про устроенный в 1944 году в фашистской Венгрии геноцид евреев и цыган, удивляться особо нечему – каковы идейные ориентиры, таковы и дела. 16 декабря 2008 года Будапештский суд официально распустил «гвардию» и запретил ношение ее формы, прямо указав на участие ее «штурмовиков» в организации антицыганских выступлений. Это решение было подтверждено 2 июля 2009 года. Впрочем, «гвардия» продолжает терроризировать цыган, а лидеры «Йоббика» – щеголять в ее форме даже на заседаниях Европарламента.

3 августа 2009 года лидер «Йоббика» на очередном митинге призвал к воссозданию еще одной военизированной структуры – жандармерии. Той самой, участвовавшей в войне с Советским Союзом, в карательных акциях в Югославии в 1942 году и в депортации евреев и цыган в 1944 году. В мае 1945 года запятнавшая себя преступлениями жандармерия была распущена, а вместо нее создана обычная полиция. Теперь «Йоббик» выступает за ее воссоздание, опираясь на сочувствующих в рядах полиции. Летом того же 2009 года выяснилось, что «Профсоюз готовых к действию венгерских полицейских» численностью 4 тыс. человек (а это 10% всех полицейских Венгрии) официально подписал договор о сотрудничестве с «Йоббиком», а его председатель Юдит Сима даже идет на выборы как депутат от этой ультраправой партии. В издаваемых профсоюзом брошюрах Сима заявляла, что «антисемитизм – это не просто право, а святая обязанность каждого венгерского патриота, и мы должны быть готовы к вооруженной борьбе с евреями», если «наше сионистское правительство не переедет в Тель-Авив». Из рядов полиции Юдит Симу спешно уволили, но факт наличия поддержки ультраправых среди полиции налицо...

Одним словом, очевидно, что «Йоббик» откровенно позиционирует себя на идеологическом поле, прямо соотносимом с пронацистским режимом Миклоша Хорти (в ноябре 2009 года «Йоббик» даже провела в Будапеште памятный марш в его честь) и фашистской партией «Скрещенные стрелы». Но поддержка таких идей даже в годы экономического кризиса невелика – больше 2–3 тыс. человек на самые массовые митинги в центре 1,7-миллионного Будапешта им собрать не удается. Хотя партия де-факто стала «легальной крышей» венгерских правых радикалов.

Но антисемитская риторика «Йоббика» – один из лидеров партии Кристина Морваи на предвыборных митингах в этом году сравнивала венгров с палестинцами, они, мол, тоже живут в условиях «сионистской оккупации» – точно ложится на сходные настроения среди самых разных слоев венгерского общества. В том числе среди служителей Церкви – а среди венгров много верующих: по данным переписи 2001 года, 54,51% жителей страны являются католиками, 16% – кальвинистами, 7% – лютеранами, атеистов – всего 14,54%. Священнослужители, как уже упоминалось выше, посещают шествия «гвардейцев» и даже освящают их знамена. Но наиболее яркий пример поддержки ультраправым в церковных кругах демонстрирует министр Синода Реформатской (кальвинистской) Церкви страны пастор Лорант Хегедуш-младший (Lorant Hegedus Jr.). Еще в начале 2000-х он являлся заместителем председателя и даже депутатом парламента от ультраправой Партии правды и жизни (MIEP), а сейчас – один из видных членов «Йоббика», он даже разрабатывал униформу для ее военизированной «гвардии». В 2001–2002 годах Хегедуш не раз публично заявлял, в том числе в эфире религиозных программ на общественном радио, что «христианское венгерское государство» страдает от «оккупации Израилем». Эту же тему эксплуатирует сейчас «Йоббик». Тем не менее, по свежим данным социологов, больше всего верующих все-таки среди избирателей консерваторов из «Фидес». Для ультраправых же религия играет скорее утилитарную роль для легимации антисемитизма и ксенофобии. Лозунг «Сделать Венгрию христианской страной» скорее вторичен по отношению к желанию «сделать ее венгерской».

В последние годы Венгрия словно вернулась в конец 30-х или середину 40-х – марши штурмовиков в черной форме, погромы «инородцев», рост симпатий к ультраправым среди избирателей. Так, на выборах 28 мая 1939 года венгерские фашисты из «Скрещенных стрел» получили вполне сравнимый с «Йоббиком» последних лет результат – 14,71% голосов избирателей и 29 мест в парламенте. Причины все те же – отсутствие влиятельных левых сил и распространение антисемитских идей. Накануне последних выборов лидер «Йоббик» Габор Вона заявил, что никто не сможет помешать ему прийти в здание парламента в униформе «гвардии». Чем закончится ныне взятый венгерскими ультраправыми старт, пока трудно угадать...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
984
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1164
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1608
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1315

Другие новости