0
5356
Газета Печатное дело Интернет-версия

06.12.2017 00:01:00

Никакой жизни, сплошное житие

Тэги: кирилл кожурин, повседневная жизнь старообрядцев, книга, рецензия, печатное дело, история, старообрядцы, повседневность














Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. 2-е изд. (Живая история: Повседневная жизнь человечества) – М.: Молодая гвардия, 2017. – 555 с.

Книга Кирилла Кожурина посвящена истории образовавшегося после церковного раскола XVIII века сообщества православных верующих, не принявших реформ патриарха Никона. Автор – принадлежащий к поморскому согласию старообрядец, так что это взгляд на жизнь староверов изнутри. Поэтому чем выше ожидания читателя обнаружить в книге редчайшие факты и свидетельства, тем строже его суд. 

Из семи глав, на которые поделена «Повседневная жизнь старообрядцев», читатель может узнать о доктринальных расхождениях хранителей древлеправославной веры с «никонианами», праведной жизни «чюдотворцев», становлении основных старообрядческих духовных центров России и зарубежья, вероучительных особенностях толков и согласий и знаменитых родах придерживавшихся старой веры купцов и меценатов. «Русская Атлантида», «Старообрядческая Фиваида», «Северный Иеросалем» – так автор озаглавил разделы, повествующие о начале раскола, осаде непокорного Соловецкого монастыря и образовании Выговской киновии, одного из основных центров паломничества староверов. Всего два года назад «Атлантида Русского Севера», фильм с почти идентичным названием и созвучной названию книги темой, собрал восторженные отзывы критиков и зрителей, и сравнение старообрядческих обителей с полумифическими областями античной и библейской истории действительно может показаться читателю наивным, избитым и высокопарным. Но избежать его непросто: строгая обусловленность закрытого от посторонних глаз мира героев книги правилами древнего благочестия требует в описании и пафоса, и следования определенным канонам – даже если последние и успели приесться читателю. Однако фундаментальная проблема книги заключается вовсе не в этом.

Читателю, ждущему от книги не проникновенного духовного чтения, а знакомства с бытом и повседневностью русских староверов, «Повседневная жизнь старообрядцев» покажется малосодержательной. Описание аскетических подвигов и молитвенной жизни духовных лидеров древлеправославия (Кирилл Кожурин сосредоточивает свое внимание на беспоповских толках), обличение зверств «никоновской инквизиции», «коварной политики иезуитов в царствование Алексея Михайловича» и истинных – якобы – мотивов патриарха Никона в ней не просто выходят на передний план. Повседневная человеческая жизнь – заявленная тема книги! – буквально погребена под пространным описанием святоотеческих корней ношения бороды, богословием знаменного распева и символикой двоеперстия.

Сведения о быте, привычках и занятиях старообрядцев, сформированных столетиями полулегального существования под постоянным давлением государства и господствующей Церкви, читатель вынужден извлекать из текста по крупицам. Что можно узнать из книги о семейных праздниках старообрядцев? «У староверов не было принято праздновать дни рождения, но зато особо почитался именинный день» – больше ничего, и это не преувеличение.

Брачный поморский чин и свадебные обычаи – «побег невесты» и знакомства парней и девушек на ярмарках у польских староверов-федосеевцев – описаны более подробно. В связи с тем, что у беспоповцев брак считался «блудным», в некоторых случаях невесты по сговору с женихами совершали побег из отчего дома. «Парни в синих суконных русских кафтанах, меховых шапках, перчатках, в щегольских сапогах, с дождевыми зонтиками в руках, расхаживают небольшими группами и рассматривают прогуливающихся девушек. Когда выбор парня остановится на какой-нибудь девушке, он подходит к ней и вступает с нею в разговор. Если девушка желает сделаться его сожительницей, то подает ему конец носового платка, держась за который, они отделяются от прочих и, расхаживая по улицам, сговариваются окончательно», – цитирует автор В.М. Долгорукова. О том, что увод невесты «на кончике платка» был распространен и среди беломорских карел, которых торговля тесно связала с поморами-старообрядцами, из книги не узнать.

Любопытно, что за неимением собственных священников беспоповцы допускали венчание в никонианской, а иногда даже в католической церкви, за что потом полагался чин покаяния за венчание у «еретиков». В других случаях осознание «греховности» безвенчанного сожительства заставляло мужей бросать своих жен в качестве раскаяния за «блуд».

Долгоруков, кстати, описывает не только свадебный обычай, но и мирскую праздничную одежду молодых старообрядцев. Кирилл Кожурин останавливает свое внимание только на моленной одежде, посвящая даже ей – и мужской, и женской – семь страниц в конце книги, из которых две посвящены обоснованию запрета «еретического латинского обычая» брадобрития в святоотеческом предании.

Вообще, теме книги, старообрядческой повседневности, автор практически не уделяет внимания. Из подраздела о согласии «странников» – самых непримиримых из отринувших «антихристов мир» беспоповцев – можно узнать, что для скитальцев оседлые странноприимцы устраивали в домах потайные убежища, в которых можно было спрятаться от государевых людей. Но не более того – что собой представляли такие убежища, читателю останется только догадываться. «Поражает та обыденность, с которой автор описывает тяжелые годы репрессий…» – пишет Кожурин о написавшем в 1944 году «Историю старыя веры в Златоусте и округе» Петре Александровиче Мельнове. И больше не возвращается к вопросу о том, как староверы день за днем сохраняли уклад своей жизни в ХХ веке. А обличение ереси нового обряда в 17  пространных пунктах занимает в разы больше места, чем рассказ о том, как в XX веке староверы стали относиться к распространению в собственной среде брадобрития…

Повседневности старообрядцы, таким образом, оказываются лишены – она попросту не интересует автора настолько, насколько интересуют жития соловецких старцев. И поэтому воспринимать старообрядцев как живых людей, читая «Повседневную жизнь старообрядцев», очень сложно. «Старообрядцы? Да это где-то далеко-далеко, в сибирской тайге…» –  примерно такое весьма и весьма мифологизированное представление о старообрядцах существует у многих жителей современной России», – сетует в первых строках книги автор. Но заблуждение это он не только не развеивает, но всецело укрепляет: описание повседневности, быта, привычек и занятий староверов подменено катехизисом древлеправославия, богато иллюстрированным исторически и крайне скупо – этнографически. Интереснейший пласт обыденной русской жизни, столетиями формировавшейся и существовавшей независимо от Российского государства и господствующей Церкви, достоин значительно большего внимания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5176
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3311

Другие новости