Чернышов Юрий. Древний Рим: мечта о золотом веке. – М.: Ломоносовъ, 2013. – 240 с.
Профессор Юрий Чернышов попытался разрушить прочно укоренившийся в среде любителей античной истории стереотип восприятия древних римлян как людей предельно рациональных и чуждых разного рода фантазиям. Наоборот, по части мистического восприятия жизни римляне превосходили тех же эллинов, религиозность у них играла роль не меньшую, чем у древних иудеев или пуритан Нового времени. Характерна в этом плане «Речь об ответах гаруспиков», произнесенная Цицероном в Сенате в 56 году до н.э.: «Мы не превзошли ни испанцев своей численностью, ни галлов силой, ни пунийцев (карфагенян. – «НГР») хитростью, ни греков искусствами, ни, наконец, даже италийцев и латинян внутренним и врожденным чувством любви к родине, свойственным нашему племени и стране; но благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы превзошли все племена и народы».
Одним из центральных элементов римского мировоззрения были представления о золотом веке и «Сатурновом царстве». Как известно, греческий поэт Гесиод (VIII–VII века до н.э.) в «Трудах и днях» предложил схему периодизации земной истории, где роды людей (именно роды, genos, считает Чернышов, а не «поколения», как обычно переводят) сменяют друг друга начиная с золотой – и до современной железной эры. В золотом веке миром правил бог Кронос, позже свергнутый Зевсом и сброшенный в Тартар. Однако в IV–III веках до н.э. появляется другой вариант мифа – Кронос бежал на Запад, где правил и умер. «Филохор говорит, что… Кроносу предназначена Сицилия, где он и похоронен», – так излагает в «Увещевании язычникам» (III век н.э.) Климент Александрийский мнение афинского жреца и историка, жившего в 345–260 годы до н.э. О том, что Кронос правил Сицилией и Ливией, утверждал во II веке до н.э. афинский философ и пириегет (землеописатель) Полемон Илионский.
Эта локализация накладывалась на миф, изложенный греческим поэтом Пиндаром (522/518–448/438 годы до н.э.) во 2-й Олимпийской оде, где говорилось, что души праведников «идут… в обитель Кроноса, где на островах блаженных тихо веют морские ветры, где среди прекрасных деревьев благоухают золотые цветы». Таким образом, землей, где царил золотой век и правил Кронос, оказывалась Италия. Здесь с Кроносом отождествляли Сатурна, бога, как считает Чернышов, почитаемого пришедшими некогда на полуостров из Эгеиды племенами пеласгов. То, что широко популярное в Италии божество заимствовано с Востока, способствовало его отождествлению со спасшимся от Зевса Кроносом.
Особую актуальность в римском обществе мысли о золотом веке приобрели в кровавую эпоху гражданских войн. «Блаженное время» отождествлялось со стабильными временами древности, когда все римляне от мала до велика возделывали свой земельный участок (покровителем такого труда все чаще называется Сатурн). Иной выход предлагали властители дум – поэты: «Всем гуртом, иль стада бестолкового лучшею частью, – бежим! …Манит нас всех Океан, омывающий землю блаженных. Найдем мы землю, острова богатые, где урожаи дает ежегодно земля без распашки, где без ухода вечно виноград цветет» (Гораций, эпод XVI, 40 год до н.э.). Римское общество чем дальше, тем больше было готово принять образы мифологии, перенесенные в реальность, поверить в сошедших на землю богов. Эти верования первым попытался эксплуатировать Юлий Цезарь, официально объявивший себя потомком богини Венеры, а затем – и куда более успешно – победитель в гражданской войне Октавиан. При новом правителе придворные поэты возвестили, что Рим возвращается в «золотой Сатурнов век», и, судя по эпиграфике, первый император еще при жизни был объявлен божественным спасителем человеческого рода. Во все времена тираны обращали в свою пользу суеверия.