Spadaro A. Da Benedetto a Francesco. Cronaca di una successione al Pontificato.
– Lindau. Torino. 2013. – 126 p. (Спадаро А. От Бенедикта до Франциска. Хроника смены Понтификата. – Линдау. Турин. 2013. – 126 с.).
Антонио Спадаро – доцент Папского Григорианского университета, консультант Папских советов по культуре и по средствам информации, директор проватиканского журнала Civilta Cattolica. Автор выступает как очевидец и наблюдатель, описывая в форме дневника период, начиная с отказа Папы Ратцингера от Престола святого Петра (11 февраля с.г.), до конклава и избрания Папы Бергольо (13 марта) и первого месяца его правления. События представлены не только по числам, но и по часам.
В монографии утверждается, что Папа Ратцингер пошел на «скандально революционный» шаг отставки не из-за физической слабости и преклонного возраста, а ради блага своей Церкви, которой требуется свежая энергия. В качестве доказательства приводится обещание, данное им в заключение Понтификата: «Сердцем, любовью, молитвой, размышлениями и внутренней силой трудиться на благо Церкви и всего мира при безусловном уважении и повиновении будущему Понтифику». Сразу после объявления об отречении Понтифика в итальянской Сети появились 32 тыс., а в англоязычной – 110 тыс. откликов.
Сравнивая почетного и действующего Пап и анализируя позиции Франциска по наиболее актуальным проблемам современности, Спадаро, иезуит, как и новый Папа, подчеркивает влияние идей основателя Общества Иисуса Игнатия Лойолы на стиль жизни и образ действий Папы Бергольо. По мнению автора, этих очень разных Пап – одного «теолога действия», говорившего о необходимости внутренних и внешних церковных изменений, а другого явного пастыря, – объединяет стремление к реформам, которые необходимы в условиях современного кризиса западного мира и Католической Церкви, потерявшей немало последователей и многие материальные и политические привилегии в обществе. По словам Спадаро, Церковь дезориентирована и никогда больше не станет господствующей общественной силой, но по-прежнему «гордится своим политическим мандатом и не заигрывает ни с левыми, ни с правыми».
Наиболее значительным аспектом нового Понтификата Спадаро считает вызов коррупции и представление Католической Церкви бедной Церковью для бедных, для народа, а не для элиты. В монографии отводится много места отношению Бергольо к коррупции, которое сложилось еще в его бытность епископом. Он всегда считал ее худшей, чем грех, «внутренней гангреной», живущей внутри себя и для себя: у коррумпированного нет друзей, а только сообщники – «полезные идиоты»; все они обманывают и государство, уходя от налогов, и своих служащих, экономя на социальных расходах. Франциск осуждает и карьеризм «людей Церкви», подчеркивая, что у тех из них, кто подвержен коррупции, «душа начинает удовлетворяться язычеством в религиозных одеждах», которую новый Папа называет «потребительской продукцией религиозного супермаркета». А это, по словам Бергольо, «отношение предпринимательское, мирское, прозелитическое, клерикальное, далекое от путей народа, верного Богу».
Спадаро сообщает, что через неделю после избрания Франциска ссылки на него в Twitter превышали 6 млн. В начале апреля число посещений аккаунта Папы Бергольо превысило 5 млн.
Подтверждением позиции Папы Бергольо стал его шестичасовой диалог-интервью с Антонио Спадаро (19, 23 и 29 августа с.г.), опубликованный в Civilta Cattolica 19 сентября. Приведенные в монографии высказывания старого и нового Пап, в том числе и до начала их Понтификатов, дают возможность судить о наследии Папы Ратцингера и возможных прогнозах относительно нового правления.