Седов А.В. Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых. - Нижний Новгород: Изд-во НОВО, 2005, 216 с.
К старообрядчеству принадлежали крупнейшие предприниматели, в чьих руках были сосредоточены основные промышленные и банковские капиталы страны. Имена многих у всех на слуху: текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и финансисты Рябушинские, владельцы фарфорового производства Кузнецовы┘
В Нижнем Новгороде, да и по всему Поволжью, нет, пожалуй, такого человека, который не слышал бы о купцах-староверах Бугровых. Нижегородцы до сих пор с благодарностью и любовью вспоминают Николу Бугрова (1837-1911), строителя богаделен, школ, больниц и ночлежек, раздавшего за свою жизнь 10 млн. рублей милостыни. Остальным россиянам Бугров известен преимущественно дружбой с Максимом Горьким.
Трем поколениям семьи Бугровых посвящена книга Андрея Васильевича Седова "Кержаки". Книга начинается с рассказа о знаменитом "дедушке Бугрове" - Петре Егоровиче (1785-1859). Выходец из бедной крестьянской семьи, он сумел, побывав и пастухом, и батраком, и бурлаком, стать богатейшим купцом Нижнего Новгорода. Его дело продолжил и преумножил сын Александр, а затем и внук Никола. История этого рода убедительно развенчивает обывательскую мораль, утверждающую, что "трудом праведным не наживешь палат каменных". Свои капиталы Бугровы нажили честно, упорным трудом и бережливостью.
Бугровы были не только крупнейшими предпринимателями и благотворителями, но и выдающимися деятелями старообрядчества. Они принадлежали к Беглопоповскому согласию, которое не признало греческого митрополита Амвросия, в 1846 году перешедшего в старообрядчество и положившего начало священству так называемой Белокриницкой иерархии. Не имея своей иерархии, беглопоповцы принимали из Синодальной Церкви "беглых попов" (отсюда и название). Главнейшим центром Белокриницкой иерархии стало знаменитое Рогожское кладбище в Москве. А центром беглопоповства - Новое кладбище в Нижнем Новгороде, опекаемое Бугровыми. Кладбище стали называть "Бугровским", а беглопоповство - "Бугровской верой".
Моральные качества "беглых попов" вызывали недовольство староверов. Во второй половине XIX века "за длинным рублем" в старообрядчество потянулись самые нечистоплотные священники. Беглопоповцам было унизительно зависеть от таких пастырей, поэтому их заветной мечтой было обретение собственного епископа. Много сил и стараний к этому употребил Никола Бугров. Приобретение архиерея представлялась ему неким родом покупки, на которую купец был готов выделить 27 тыс. рублей. Но и за такие немалые деньги ни в России, ни за границей Бугрову не удалось найти епископа.
Книга Андрея Серова в значительной степени посвящена истории старообрядчества. Но, к сожалению, при всей своей несомненной и весьма похвальной любви к "древлему благочестию" автор не вполне знаком с его историей. Иначе бы он не повторил вслед за газетой "Нижегородский листок" "большую сенсацию" - неверные сведения о некоем канадском архимандрите Михаиле Картусеве, ставшем в 1908 году епископом Мелетием у беглопоповцев. Газета также сообщала, что Собор епископов Белокриницкой иерархии запретил Михаилу-Мелетию совершать богослужения. Из этого Андрей Седов делает неверный вывод, что "рогожские заправилы старообрядчества возревновали успеху нижегородских".
В лице Михаила-Мелетия соединились два реальных старообрядческих епископа Белокриницкой иерархии - архимандрит Михаил (Семенов), рукоположенный в 1908 году в епископы для канадских староверов-эмигрантов, и епископ (затем архиепископ) Мелетий (Картушин), рукоположенный в том же году в епископы на Саратовскую кафедру. Епископ Михаил Канадский был запрещен в священнослужении, но никакого отношения к беглопоповцам это не имело.
Подобные ошибки нивелируются многочисленными достоинствами труда Андрея Седова. К ним можно отнести не только информативность, но и живость изложения. Это делает книгу весьма увлекательной и познавательной, что для подобных монографий является большой редкостью.