НЕСМОТРЯ на то что опыт использования "верующего электората" в предвыборной кампании доказал свою несостоятельность на выборах 1996 года, сегодня политические движения вновь пытаются разыграть религиозную карту.
"Участие Церкви и церковнослужителей в различных политических играх зачастую становится антирекламой", - заявил на конференции "Роль религиозного фактора и религиозных организаций в грядущих выборах" секретарь отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, отец Всеволод (Чаплин). Надо напомнить в подтверждение этих слов, что получившие церковное благословение на участие в прошлых избирательных кампаниях руководитель движения "Россия православная" Алексей Буркин, глава общества "Радонеж" Евгений Никифоров, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов и некоторые другие не нашли поддержки у электората.
Социологические исследования свидетельствуют о стабилизации религиозных пристрастий и даже порой об их снижении. Показатель религиозности общества варьируется в районе 3-7%. По мнению социологов, этому в немалой степени способствовали активные контакты священноначалия с властными структурами, миром бизнеса. Сегодня в России нет политических сил, открыто выражающих специфические интересы верующих, как нет и самого "религиозного электората". Это подтверждается еще и тем, что все попытки православно-патриотических сил самостоятельно включиться в политическую борьбу окончились неудачей. Сегодня ни в Государственной Думе, ни в федеральных структурах исполнительной власти нет ни одного четко выраженного представителя той или иной конфессии.
Накал политической борьбы и популистское желание некоторых политических движений помахать знаменем православия вынуждают Патриарха Московского и всея Руси Алексия II предупреждать общество, что "перед предстоящими выборами и в их период Русской Православной Церкви придется возвышать свой голос и призывать к цивилизованным методам ведения предвыборной кампании". При этом руководством Московской Патриархии подчеркивается, что Русская Православная Церковь остается вне политики, не принимает участия в выборах и официально не поддерживает никаких кандидатов.
Священный Синод в 1993 году и Архиерейский Собор годом позже запретили участие священнослужителей в выборах любых органов представительной власти. "Подтвердить невозможность, - говорилось в определении Собора, - для церковной поддержки каких-либо из действующих в странах СНГ и Балтии политических партий, движений, союзов, блоков и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в ходе предвыборных кампаний. Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и иных подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу". Эти положения до сих пор не отменены.
Однако многие священники, близкие к политическим партиям, не устают напоминать, что в свое время и Патриарх Алексий II участвовал в работе Верховного Совета СССР (тогда он еще не был первым лицом в РПЦ). Священники Глеб Якунин и Вячеслав Полосин были депутатами первых демократических законодательных органов, оставаясь долгое время священниками (впоследствии один был лишен сана, другой перешел в ислам). Тогда никто не ставил им в упрек, что они нарушают 6-е апостольское правило, которое гласит, что "священнослужитель не должен принимать на себя мирских попечений".
Но и сегодня практика участия духовных лиц в работе органов власти явление отнюдь не редкое. Так, в местном Законодательном собрании Ярославской области еще долгое время после запрета 1993 года трудился иеромонах Олег (Черепанин). Комитет по социальной политике Курской области возглавлял священник Вячеслав Федотов. Протодиакон Алексий Скала был избран в Ульяновскую городскую Думу в конце 1996 года (летом он сложил с себя полномочия депутата в знак протеста против отказа народных избранников выделить Ульяновской епархии миллион рублей на подготовку к празднованию 2000-летия Рождества Христова). А архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец), находящийся в юрисдикции Московской Патриархии, совмещает руководство епархией с членством в парламенте Республики Крым. Запрет священноначалия не помешал несколько лет назад епископу Павлу (Лебедю) баллотировался на выборах в Верховную Раду Украины...
"Закон о свободе совести запрещает религиозным объединениям участвовать в выборах в органы государственной власти, входить в состав политических движений или оказывать им материальную помощь", - сообщил председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков. Этот запрет, по его словам, обусловлен светским характером государства и принципом отделения Церкви от государства. "Основываясь на конституционных принципах свободы вероисповедания, действующее избирательное законодательство гарантирует российским гражданам их избирательные права независимо от отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям", - добавил Александр Вешняков. Он сообщил, что в списки кандидатов включено 10 священнослужителей. "Все это осуществляется в соответствии с действующим законодательством", - заявил начальник Управления президента по вопросам внутренней политики Андрей Логинов. Он напомнил, что лица духовного сана работали и в Верховном Совете СССР, и в Думе первого созыва. По сведениям представителя президентской администрации, "никаких протестов со стороны руководителей религиозных объединений не было".
В избирательных списках значится и имя православного пастыря, который намерен идти на выборы от избирательного объединения "Фронт национального спасения". Настоятель храма Святителя Николая в Троекурове отец Александр Немченко значится под # 27 в списке группы "Запад" этого блока.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сообщил, что его подчиненные в Отделе внешних церковных сношений специально занимаются анализом предвыборной ситуации в связи с возможным участием в избирательных блоках и объединениях представителей Русской Православной Церкви. Он обещал, что "если будут обнаружены такие имена, то мы будем действовать в соответствии с решениями, принятыми Архиерейским Собором". По его словам, им будет предложено либо снять свою кандидатуру, либо подать прошение об отставке.
Такая осторожность в оценках вызвана тем, что еще в начале избирательной кампании несколько священнослужителей заявляли о желании баллотироваться, но после объяснения им церковной позиции по этому вопросу отказывались от своего намерения. Все это происходит несмотря на строгость внутрицерковной дисциплины, когда за малейшую оплошность, не должное почитание священноначалия или любые попытки сблизить церковные каноны с требованием времени священники подвергаются прещениям. Многие их них без страха за свою судьбу, нарушая прямые решения высшего церковного органа, не только духовно поддерживают политиков, но и сами включается в политическую борьбу.
Почему высшее церковное руководство медлит с наведением порядка в своих рядах? Почему предписания высшей церковной власти легко игнорируются? Один из предполагаемых ответов на эти вопросы может показаться странным, но, на мой взгляд, отражающим реальное положение вещей. Структура современной церковной власти, механизмы принятия решений и их выполнение остаются неизменными последние 50 лет (с учетом того, что более 40 из них - политические и кадровые решения, касающиеся Церкви, принимались в Совете по делам религий). Ее главная черта - принятие решения до вынесения проблемы на обсуждение. Поэтому после обнародования факта непослушания священников воле Синода может последовать не раскаяние, а ответная реакция. Ведь в Церкви уже привыкли к тому, что многие прещения налагаются не на виновных, а на неугодных. Как поступит священноначалие в случае отпора или неподчинения со стороны батюшек-политиков?
На Московскую Патриархию может начаться давление со стороны финансовых структур, которые решили сделать ставку на того или иного священника (как поступить в таком случае - отказаться от миллионов или закрыть глаза на политические амбиции батюшки?), или политического движения, которое по рекомендации своих имиджмейкеров, не учитывая внутрицерковных правил, включило священнослужителей в свой избирательный список?
А отступлений от известных постановлений Синода более чем достаточно. Можно вспомнить жесткое предупреждение со стороны священноначалия в адрес приложения к "Советской России" "Руси православной" и "Московского комсомольца". Казалось, после столь грозной реляции, как решение высшего церковного органа, священнослужители на пушечный выстрел не подойдут в этим изданиям. Но некоторые епископы продолжают безбоязненно отдавать свои статьи редактору "Руси православной" Константину Душенову, а "Комсомолец" удостаивается личного внимания Патриарха, его журналисты (поливающие грязью членов Священного Синода) даже организуют встречи Предстоятеля РПЦ с главными редакторами московских изданий и чуть ли не председательствуют на них!
Таким образом, Патриархия внешне проигнорировала возможность своего или через лояльных к ней политиков участия в предвыборной борьбе.
Но есть и обратная сторона выбранной Московской Патриархией позиции "неучастия" - она добровольно отдала гарантированные ей места в Госдуме мусульманам.
Так, по данным ЦИК, в списках кандидатов есть представители исламского духовенства. Один из них - казанский мулла Габдулла Галиулла - зарегистрировался в списке избирательного "Сталинского блока за СССР". Другой - имам соборной мечети Пензы - по одномандатному избирательному округу # 136 Пензенской области будет баллотироваться от избирательного объединения "Духовное наследие". Среди них есть несколько кандидатов, которые имеют реальные шансы попасть в Думу, как, например, Абдул-Вахед Ниязов (Исламский культурный центр), занимающий первое место в уральском списке блока "Медведь", Леонард Рафиков, лидер "Меджлиса", стоящий на 11-м месте в НДР, и даже фундаменталист Гейдар Джемаль с его 16-м местом в списке "Движения в поддержку армии". Несмотря на то что из-за отсутствия четкой организации и финансирования мусульманское движение "Нур" не смогло пройти регистрацию в качестве избирательного объединения в Центральной избирательной комиссии, советник Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Али (Вячеслав) Полосин считает, что мусульмане будут представлены в новом составе Государственной Думы.
Некоторые руководители этой конфессии решительно отмежевываются от участия ее духовенства в выборной кампании. "Духовное управление мусульман не участвует в деятельности политических организаций и не создает никаких блоков. Верующие мусульмане пойдут на выборы как простые рядовые граждане", - такой комментарий дал председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин.
Однако председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин придерживается других взглядов. "Мусульмане должны иметь депутатов в Госудуме, - заявил он. - От каких блоков они идут - это уже детали".
Внутреннее разделение Русской Православной Церкви, смерть духовного вождя консервативной оппозиции митрополита Иоанна (Сынчева) и последовавший за этим разгон священников-модернистов, критика младостарчества, казалось, надолго исключат Церковь из участия в политических баталиях, заставив ее сконцентрироваться на своих внутренних проблемах. Но "боевые отряды" православия за последние два-три года заметно сплотились и приобрели необходимый организационный опыт, стали силой, с которой вынуждено считаться и церковное священноначалие. Скандальная кампания против демонстрации фильма Скорцезе, споры вокруг царских останков и, наконец, молитвенные стояния за сербских братьев, а главное, реакция на эти демарши священноначалия говорят о том, что высшее руководство Церкви вынуждено считаться с площадной "волей народа". Специфические политические интересы этой прослойки непосредственно связаны с требованиями канонизации царской семьи, отказа от участия в экуменическом движении, с монархическими, антидемократическими и антизападными настроениями.
Ни Патриарх, ни Синод не могут потакать этой тенденции. Они прекрасно понимают, что исход выборов может поставить Церковь в очень сложное положение. Если под знамя Церкви встанут "народно-патриотические" силы (чем они активно спекулируют), а исход выборов приведет к власти центристские силы, то Церковь может оказаться в общественной и политической изоляции.
Выбирая же "центристов", РПЦ делает ставку на "Единство". Неожиданно близкие отношения возникли у Его Святейшества с Владимиром Путиным, который даже приезжает к Патриарху в его загородную резиденцию в Переделкино поужинать.
Некоторые СМИ весной 1999 г. показали скандальными публикациями по фонду "Примирения и согласия", что и Чистый переулок тоже может стать объектом массированной информационной атаки. В итоге Патриарх удалился от политических столичных страстей, всю осень совершая паломнические поездки по епархиям, хотя обычно это происходило в летние месяцы.
Конечно, Кремль не может напрямую стать союзником РПЦ, так как антиельцинские настроения многих россиян могут невольно перенестись и на Церковь, чего ее руководство естественно допустить не может. Декларация неучастия РПЦ в политической борьбе является своего рода прикрытием оправдания страха перед лишением с таким трудом полученных льгот.
Балансирование между коммунистами и демократами и породило парадоксы церковной жизни последних лет. Церковь не решилась причислить к лику святых Николая II (как потом принимать в Свято-Даниловом монастыре Зюганова и жать ему руку), не признала останки царской семьи подлинными (пойдя на конфликт с властью).
И, наконец, отмена вопреки Уставу РПЦ Поместного Собора и замена его на Архиерейский не вызваны ли тем, что решения высшего законодательного органа РПЦ должны учитывать итоги парламентских, а главное, президентских выборов?