Павел Крашенинников и Элла Памфилова не сомневаются в легитимности голосования даже без порога явки. Фото с сайта Государственной думы РФ
ЦИК России 28 февраля планирует утвердить постановления, связанные с подготовкой к общенародному голосованию 22 апреля, его проведению и подсчету голосов за или против поправок, которые предложил президент Владимир Путин. Между тем Госдума и Совет Федерации определились с окончательным сроком для рассмотрения инициатив, поданных к тексту Основного закона. Судя по заявлениям депутата ГД Павла Крашенинникова и сенатора Андрея Клишаса, уже с 12 марта обновленную редакцию Конституции смогут обсуждать заксобрания регионов. Власти обещают установить максимально прозрачную процедуру плебисцита, для легитимности которого не устанавливается никаких значений явки.
В проекте повестки заседания Центризбиркома на 28 февраля общероссийскому голосованию по конституционным поправкам посвящено 9 документов. Это и постановление о самом порядке его подготовки, о финансовых аспектах плебисцита, об использовании системы ГАС «Выборы» и автоматизированных комплексов для голосования. Среди документов более технического плана – инструкций наиболее важной является та, которая устанавливает правила составления списков участников голосования.
И, конечно, Центризбирком утвердит ключевую инструкцию – «По организации единого порядка установления итогов, определения результатов общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ». Показательно, что несмотря на всю критику со стороны экспертов и политической оппозиции – мол, подготовка плебисцита уже идет, а правовых оснований для этого все нет, власти продолжают крайне скудно делиться теми или иными юридическими подробностями.
Например, председатель ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что нет необходимости устанавливать обязательный порог явки для предстоящего голосования. Аргументация в пользу такого решения, кстати, ни на какиe правовые положения, похоже, тоже не опирается. «Исходя из наших национальных, исторических и иных особенностей, я бы не стала этого делать», – пояснила Памфилова. По ее словам, «тот, кто считает себя активным гражданином, кто считает, что его мнение должно повлиять на те или иные решения, тот принимает участие», а вот «обязаловка, зная наши реалии, всегда дает противоположный эффект». Заметим, что российская практика как раз говорит об обратном – недаром на карте страны есть такие регионы, которые эксперты называют «электоральными султанатами». Там обычно и процент явки высокий, и результаты голосования всегда в пользу власти.
В последние дни много вопросов вызывала информация о планах властей разрешить наблюдение за ходом плебисцита только тем волонтерам, которые пройдут через общественные палаты – региональные и федеральную. Памфиловой пришлось разъяснять, что эти структуры организованного гражданского общества станут лишь модераторами процесса, они обязаны будут давать возможность стать наблюдателями и представителям любой оппозиции. Об этом она 27 февраля неоднократно заявляла на заседаниях и профильного комитета Госдумы, и Научно-экспертного совета при Центризбиркоме. «Общественная палата – это не администратор, это модератор наблюдения, и никаких барьеров для наблюдателей, будь они от любой партии, общественных организаций или в личном качестве, не будет», – настаивает Памфилова.
Центризбирком грозит уголовной ответственностью за нарушение правил голосования. Фото с сайта www.cikrf.ru |
Показательно, что при этом глава ЦИКа все-таки настаивает на введении как минимум административной, а возможно – и уголовной ответственности за нарушение правил плебисцита. Об этом она сказала в Госдуме – и Крашенинников как председатель комитета по законодательству с таким предложением согласился. «Мы проработаем вопрос со КоАП и по поводу Уголовного кодекса», – сообщил он. Более того, по словам Крашенинникова, соответствующая процедура уже запущена, так что поправки могут появиться даже на этой неделе. Любопытно будет посмотреть, как законодатель сможет установить ответственность за такое мероприятие, как общероссийское голосование, которое само по себе в законодательстве будет прописано крайне неопределенно. Например, уже известна такая грозная норма: «Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».
И Крашенинников, и Памфилова настойчиво подчеркивали, что главное – это обеспечить бесспорную легитимность предстоящего общероссийского голосования. Но эти и другие представители власти уже традиционно молчанием встречают вопрос, по какой причине устроена нынешняя конституционная спешка. Скажем, на заседании Научно-экспертного совета глава Центризбиркома стремилась дать комментарий к малейшему замечанию, не говоря уже о каких-то публично высказываемых подозрениях относительно легитимности будущей квазиэлекторальной процедуры. Но никак не реагировала на недоумение экспертов, например на вопрос члена Совета движения «Голос» Аркадия Любарева, зачем проводить все это в авральном режиме.
Между тем явно ускорились и парламентарии. Если о запланированном на 10 марта втором чтении президентских поправок было известно и ранее, то сообщение о третьем чтении уже 11 марта стало новостью. Ее выдал Крашенинников, а Клишас еще больше подогрел к ней интерес, заявив, что в тот же день проект закона о поправке к Конституции «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» будет одобрен и верхней палатой. Это означает, что уже со следующего дня заксобрания субъектов РФ смогут высказывать по данному документу свои мнения. Похоже, в Кремле решили, что для агитационной кампании плебисцита надо все-таки отвести как можно больше времени.
комментарии(0)