0
12274
Газета Политика Печатная версия

26.09.2019 21:30:00

Для решения социальных проблем военнослужащих в казне денег нет

В оборонной программе на будущий год делается ставка в основном на оружие и технику

Тэги: федеральный бюджет, расходы, минобороны


федеральный бюджет, расходы, минобороны Две модернизированные субмарины «Ясень» флот получит уже в ближайшее время. Фото с сайта mil.ru

Правительство опубликовало проект федерального бюджета на 2020–2022 годы. Уже сейчас понятно, что радикальных изменений в области финансирования сферы обороны в ближайшие три года не предвидится. СМИ обратили внимание на то, что «расходы Минобороны РФ на будущий год вырастут всего на 6,6%». В основном увеличение связано с инфляцией и социальными расходами. Значит, российское руководство не будет втягиваться в гонку вооружений, которую провоцируют США, планируя «звездные войны» и игнорируя договоренности по ограничению стратегических наступательных вооружений.

Ранее заместитель министра обороны Татьяна Шевцова заявила, что «доля расходов на национальную оборону имеет тенденцию к снижению». По ее словам, «в 2018 году расходы на оборону составили 3,2% от валового внутреннего продукта (ВВП), в 2019 и 2020 годах составят 2,9%». Это снижение, по ее мнению, вызвано тем, что «пик расходов в рамках Гособоронзаказа (ГОЗ) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) пройден и мы переходим на серийные поставки вооружений».

Даже в условиях снижения военного бюджета на закупки вооружений ежегодно тратятся колоссальные суммы. По словам Шевцовой, 50% ежегодных расходов Минобороны – инвестиции в оборонно-промышленный комплекс (ОПК): «Это более 1,5 трлн руб.». Для сравнения: в проекте бюджета-2020 на все здравоохранение планируется направить почти в два раза меньше – 841,852 млрд руб. В подобных пропорциях финансируются и другие важные для населения и экономики статьи бюджета. 

К примеру, финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году планируется в размере 290,134 млрд руб. (то есть более чем в пять раз меньше величины расходов на выполнение ГОЗ), а бюджет федеральной космической программы на 2020 год представляет вообще «мизер» – 111,393 млрд руб. (это более чем в 10 раз меньше величины ГОЗ).

Данных о том, какая сумма будет потрачена на ОПК в 2020-м и последующих годах, в открытом доступе нет. Но она, видимо, мало будет отличаться от показателей, о которых сказала Шевцова. Как известно, российское военно-политическое руководство уверено, что поддерживает военный паритет с США. А тратит на нужды национальной обороны в сравнении с Пентагоном суммы более чем в 10 раз меньшие. Кремль в последнее время пытался демонстрировать это наглядными примерами. 

Скажем, в мае 2019 года президент Владимир Путин принял решение увеличить объемы закупок истребителей 5-го поколения с 16 до 76 «за счет снижения их себестоимости на 20%». Каким образом это произойдет, никто не объяснил. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверял СМИ, что «это произойдет без увеличения в целом бюджета, то есть за счет повышения эффективности производства». 

По аналогичным формулам в июне 2019 года на подмосковном форуме «Армия-2019» было объявлено о заключении 46 государственных контрактов между военным ведомством и 27 оборонными предприятиями на сумму более 1 трлн руб. Контракты, в частности, предполагают поставку в армию и на флот четырех подводных лодок (две атомные проекта «Ясень-М» и две дизельные проекта «Лада»), почти 100 ударных вертолетов Ми-28НМ и других видов вооружений.

Правительство в бюджете-2020 озаботилось и решением некоторых острых социальных проблем военнослужащих. Сообщается, что Минобороны в будущем году более чем на 20% увеличит расходы на выплаты пособий членам семей военных, погибших или получивших инвалидность вследствие военной травмы. По сравнению с параметрами ГОЗ это совсем небольшие деньги. Всего по этой статье – около 7 млрд руб. В 2019 году расходы на те же цели составляли 5,756 млрд руб.

Год назад глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщил, что за время военной операции в Сирии погибли 112 российских военнослужащих. В этом же году в Минобороны сообщили о гибели еще нескольких военнослужащих. При этом официальной статистики по раненым офицерам и солдатам в открытом доступе не имеется. Увеличение расходов в бюджете на помощь таким людям говорит о том, что численность их увеличивается.

Проблема не только в увеличении финансовых компенсаций для них, но и в получении другой социальной помощи. «Бывшие военнослужащие, получившие травмы, увечья и заболевания в период прохождения ими военной службы, у которых нет выслуги 20 лет, испытывают значительные проблемы с лечением в военно-лечебных учреждениях (ВЛУ), – сказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих (ОПСВ) капитан 1 ранга Олег Шведков. – В ВЛУ, как известно, более качественное лечение, но в них молодого больного отставника могут принять, а могут и не принять». 

Ряд общественных организаций, в том числе и ОПСВ, предлагали внести в закон «О статусе военнослужащего» поправку, позволяющую таким людям на равных правах с ветеранами военной службы лечиться в ВЛУ. Но Минфин выступил против. «Вот и получается, что многие молодые офицеры и солдаты-контрактники, получившие травмы и ранения в Сирии или других горячих точках и уволенные из армии, могут оказаться в ситуации, когда им откажут в лечении в военных госпиталях», – отмечает Шведков. А в бюджете страны лечение таких людей за счет Минобороны не предусмотрено.

Шведков также обращает внимание на недостаточное индексирование денежного довольствия (ДД) военнослужащих: «Минобороны отмечало, что в 2020 году ДД военных планируется проиндексировать на 3,8%. Это очень мало. Ранее в течение более пяти лет зарплата служивых людей не индексировалась. Сейчас офицеры и солдаты-контрактники, по оценкам экспертов, имеют практически тот же материальных уровень, что до повышения его в 2012 году». По-прежнему большинство офицеров и прапорщиков следуют к месту проведения отпуска за свой счет, хотя ранее это делалось за счет государства. Офицеры и их семьи не имеют возможности на льготных условиях лечиться в военных санаториях и домах отдыха. И компенсации для этого в проекте бюджета на ближайшую трехлетку не предусмотрены.

Таким образом, в проекте оборонного бюджета на будущий год заложены значительные ресурсы для закупок боевой техники и вооружений, но, как и прежде, исключены или крайне ограничены средства на решение социальных проблем военнослужащих. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
4911
Белоусов не исключает конфликта России с НАТО в ближайшее десятилетие

Белоусов не исключает конфликта России с НАТО в ближайшее десятилетие

Иван Родин

В Национальном центре управления обороной президент прочертил красные линии "Орешником"

0
3133
Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Владимир Мухин

Кроме США у Украины есть немало союзников, способных помогать деньгами и оружием

0
9371
Рост числа физкультурников вызвал сомнение аудиторов

Рост числа физкультурников вызвал сомнение аудиторов

Ольга Соловьева

Счетная палата признала неэффективными государственные расходы на развитие спорта

0
3590

Другие новости