0
3920
Газета Политика Интернет-версия

22.07.2019 14:11:00

Честность и добросовестность могут приносить экономическую выгоду

Судам рекомендовали не ограничиваться только формальной проверкой действий сторон на соответствие правовым нормам

Тэги: суд, право, правосудие, верховный суд


суд, право, правосудие, верховный суд На фото судья Верховного суда (ВС) Иван Разумов. Фото со страницы Клуба им. Замятнина в Flickr

В Клубе им. Замятнина обсудили действие принципа добросовестности в российском праве. Дискуссия шла о том, должен ли судья выяснять, были ли соблюдены требования этой добросовестности сторонами процесса, либо можно ограничиться изучением представленных доводов. По мнению экспертов, попытки ввести суд в заблуждение – это серьезная проблема для правовой защищенности граждан. Однако субъективность понятия «добросовестность» влечет за собой и непредсказуемость его судебного толкования.

Принцип добросовестности сейчас активно применяется российскими судами: так, поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только по обстоятельному заявлению ее оппонента, но и по инициативе самого судьи, пояснил председатель Совета судей Виктор Момотов.

Следование этому принципу позволяет создать понятные и прозрачные «правила игры», однако в настоящее время, посетовал судья, нечестное поведение участников процесса чаще играет им «на руку». Нужно предусмотреть, чтобы намеренное введение суда в заблуждение стало экономически невыгодным, иначе «ложь в суде рискует стать нормой». Баланс интересов сторон, напомнил он, зависит от содержательного, а не формального подхода к обстоятельствам дела.  

sud-2-t.jpg
Судья гражданской коллегии ВС Сергей Асташов.
Фото со страницы Клуба им. Замятнина в Flickr
Сложность при этом заключается в установлении факта добросовестности, поскольку отсутствуют четкие критерии должного поведения в той или иной ситуации. Правда, в последнее время судебная практика как раз активно и занялась их формированием.  

Сейчас это слишком субъективное понятие - и излишняя ориентация на него может привести к обвинению судов в «нормотворчестве», считает судья Верховного суда (ВС) Иван Разумов. Пользоваться таким инструментом, по его словам, следует осторожно. Скажем, в тех случаях, когда нужно примирить на практике противоречивые нормы законодательства. К примеру, когда предприниматель обязан одновременно и принять меры по ликвидации кризиса, и инициировать процедуру своего банкротства, то нельзя наказывать бизнесмена, если он добросовестно выполнял лишь план по выходу из кризиса.

sud-4-t.jpg
Председатель Совета судей Виктор Момотов (слева)
и Сергей Асташов.
Фото со страницы Клуба им. Замятнина в Flickr

Судья гражданской коллегии ВС Сергей Асташов привел примеры, когда норма о добросовестности защищает участников гражданского оборота. Допустим, когда сделка не отвечает требованиям добросовестности, она признается противоречащей закону. Если она еще и нарушает права третьих лиц, то это влечет за собой ее ничтожность. «Уникальный случай, когда ничтожность сделки определяется оценочным признаком», – заявил эксперт. Он подчеркнул, что этот принцип помогает также пресекать попытки «вывести» имущество из-под обращения взыскания посредством заключения договоров дарения, купли-продажи и иных сделок.  

Руководитель уголовно-правовой практики и партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская тоже убеждена, что российское правосудие нуждается в совершенствовании своего реагирования на недобросовестное поведение сторон. 

sud-3-t.jpg
Виктория Бурковская.
Фото со страницы Клуба им. Замятнина в Flickr
Отсутствие же надлежащего правового регулирования приводит к парадоксальным ситуациям. Например, лицо продало акции много лет назад и своими дальнейшими действиями неоднократно подтверждало факт правомерного отчуждения. Тем не менее, в российском законодательстве допускается дальнейшее возбуждение уголовного дела по заявлению того же самого лица, что его акции, дескать, украли.

«Мы сейчас находимся в ситуации, что любое признание недобросовестности влечет за собой уголовное преследование. И высока вероятность, что решения, которым будут признаны недобросовестными, будут использованы преюдициально для уголовных дел», – заявила Бурковская. Она посоветовала ВС пресекать такие очевидные попытки вмешательства уголовно-правовых отношений в гражданский оборот.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
948
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1405
Ирина Подносова сохранит наследие Вячеслава Лебедева

Ирина Подносова сохранит наследие Вячеслава Лебедева

Дарья Гармоненко

Преемственность в политике распространяется и на Верховный суд

0
1411
Украина решила выйти из черноморской сделки

Украина решила выйти из черноморской сделки

Наталья Приходко

Посредничество Анкары опять оказалось безуспешным

0
2444

Другие новости