0
2972
Газета Политика Печатная версия

26.06.2019 19:43:00

Волна от "дела Голунова" дошла до "Открытой России"

Уголовные преследования за связь с нежелательной организацией буксуют

Тэги: нежелательные организации, открытая россия, анастасия шевченко, дело голунова


нежелательные организации, открытая россия, анастасия шевченко, дело голунова Материалы на краснодарского координатора «Открытой России» Яну Антонову не убедили даже самих следователей. Фото с сайта www.openrussia.org

Обвиняемые в «участии в нежелательной организации» активисты из «Открытой России» (ОР) получили надежду на смягчение судьбы. Главе ростовского отделения ОР Анастасии Шевченко суд сократил очередной срок домашнего ареста на два месяца. Уголовное дело против координатора краснодарской ОР Яны Антоновой возвращено следователю на доработку. 

Ростовский облсуд сократил Шевченко срок домашнего ареста до 20 июля. Она обвиняется по ст. 284.1 Уголовного кодекса – руководство деятельностью иностранной организации, которая признана в РФ нежелательной, или участие в такой деятельности. Максимальное наказание – от двух до шести лет лишения свободы. Ранее суд продлил Шевченко домашний арест до 17 сентября.

«Я не знаю, с чем связано такое решение. Мотивировочная часть будет готова через несколько недель. Мы просили отменить домашний арест», – пояснил «НГ» адвокат ОР Сергей Бадамшин. Защитник отметил, что данное решение пока все же не стоит трактовать как смягчение дела, ведь следствие может запросить новое продление домашнего ареста и перед 20 июля. Адвокат уточнил, что апелляция вообще-то подавалась с целью добиться подписки о невыезде, то есть не была удовлетворена.

Напомним, что Шевченко попала под домашний арест 23 января. Она стала фигурантом первого в России уголовного дела об участии в нежелательной организации. В вину ей ставят два эпизода: участие в политических дебатах и организацию семинара для кандидатов в депутаты. Позднее аналогичные дела были возбуждены еще против активистов ОР.

Тем временем подвижки произошли и еще в одном уголовном деле – против краснодарского координатора Яны Антоновой. Следственное управление по Краснодарскому краю не утвердило материалы обвинения. Они возвращены следователю для устранения нарушений. Об этом сообщил адвокат Александр Валявский. «Мы полагаем, что сыграли роль ограничения в ознакомлении с материалами – ранее в связи с этим мы заявляли о нарушении права на защиту. Кроме того, мы говорили, что там нет состава преступления. Но пока постановления о возвращении не видели», – отметил защитник.

Заметим, что уголовное дело об участии возбуждается после двух штрафов по аналогичной административной статье. «Возможно, приостановка дела связана с историей вокруг Голунова. Как я себе это представляю, край не хочет попасть в топ негативных федеральных новостей», – предположил Валявский. Примерно такое же мнение и у руководства движения. Как пояснила «НГ» лидер ОР Анастасия Буракова, «возможно, роль сыграли как процессуальные ошибки следователя, так и некая небольшая оттепель». Она подчеркнула, что особенно удивительно решение по Шевченко: тот же адвокат подавал ходатайства о непродлении домашнего ареста в тот же суд, который все их отклонял. «Возможно, здесь сыграло «дело Голунова», власть начинает понимать, что гражданская активность не является противоправной и нельзя за нее назначать такое жесткое наказание – до шести лет лишения свободы», – заявила Буракова.

Она считает, что, конечно, говорить о полном прекращении всех подобных дел пока не приходится, однако у оппозиции появилась надежда на либерализацию уголовного законодательства, в частности статьи о нежелательной организации. По мнению Бураковой, после «дела Голунова» власть как минимум стала понимать, что нельзя действовать грубо, поэтому «пока произошел небольшой дрейф в сторону правового государства», однако нельзя исключать как полного прекращения дел Шевченко и Антоновой, так и их продолжения в исправленном виде.

Пресс-секретарь ОР Наталья Грязневич пояснила «НГ», что хотелось бы надеяться на откат назад в этих делах, но «зная нашу судебную систему, нельзя быть ни в чем уверенным». Возможно, «дело Шевченко» просто хотят побыстрее передать на рассмотрение по существу, а в «деле Антоновой» лишь исправят серьезные ошибки. Она сообщила, что адвокат Бадамшин, например, уже доказал отсутствие состава преступления, поскольку британская организация, за участие в которой обвиняют российских фигурантов, не существует. Доказательства этому были получены в британском аналоге Минюста – Регистрационной палате Великобритании. Однако суд отказался приобщать данный документ к делу. «Политические преследования – это лотерея, а потому неизвестно, что будет дальше – послабление или, наоборот, ужесточение. Хотя конкретно здесь свою роль могло сыграть общественное внимание к делу, но наша задача не ослаблять давления на власть», – отметила Грязневич.

Отметим, что по ст. 284.1 в ОР есть еще два фигуранта. Координатор свердловского отделения Максим Верников также на днях был направлен следователем на психиатрическую экспертизу, которая может продлиться до 30 дней. «Это не принудительная, а добровольная экспертиза. Она проводится не по решению суда, а в рамках расследования дела», – сообщили родственники активиста. То есть здесь тоже налицо факт притормаживания уголовного преследования. Четвертый же фигурант  – координатор тюменской ОР Антон Михальчук – уже в эмиграции, так что его дело просто зависло.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что вряд ли власть взяла линию на тотальное смягчение политических дел. «Но судебные органы явно стали более аккуратно рассматривать такие дела после резонанса вокруг Голунова. В его деле было много утверждений правоохранительных органов, которые так и не подтвердились. Теперь, видимо, суд не считает нужным принимать на веру все утверждения следствия, требуя более тщательной подготовки уголовных дел», – полагает эксперт. При этом он сомневается, что резонансные дела ОР уже можно по-тихому закрыть. Так что теперь есть несколько вариантов развития событий. Либо дела активистов ОР доработают и вернут в суды с более тщательно подобранными доказательствами, либо, если суд посчитает, что в расследованиях есть серьезные пробелы, а обвинения просто разваливаются, то тогда их закроют. В общем, ОР лишь попала под волну от «дела Голунова». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости