Фото агентства городских новостей "Москва"
В середине сентября президентский Совет по правам человека (СПЧ) проведет спецзаседание по ситуации в местах лишения свободы. Проект рекомендаций для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Минюста уже подготовлен. В свою очередь, анализ исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) показывает, что Россия является лидером по нарушениям тех пунктов Европейской конвенции, которые запрещают пытки. Зато жалоб на условия содержания в колониях и медобслуживание становится меньше.
В СПЧ отмечают, что власти в целом пытаются смягчить тюремные порядки, однако отдельные сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) продолжают злоупотреблять полномочиями. «С представителями криминального мира они создают систему поборов и издевательств над заключенными.
И по своему усмотрению налагают на них взыскания по малозначительным и надуманным поводам», – считают правозащитники.
Центральное руководство ФСИН, признают в Совете, пытается бороться с этими негативными явлениями – «проводятся проверки, неправомерным действиям сотрудников и руководителей учреждений дается принципиальная оценка, виновные лица привлекаются к ответственности». Однако этих мер, судя по всему, уже недостаточно. Поэтому СПЧ предлагает регулярно проверять сотрудников УИС на полиграфе на предмет их склонности к насилию, жестокости и агрессии.
В предложениях СПЧ также говорится о введении для них таких занятий, как «Основы прав человека» и «Этика пенитенциарной деятельности». Необходимо предусмотреть и обязательную месячную психологическую реабилитацию.
Что же касается заключенных, то СПЧ настаивает на исключении из правил внутреннего распорядка лишних обязанностей – например, «здороваться с сотрудниками неопределенное число раз» или «при представлении называть не только свои ФИО, но и номер статьи, по которой человек судим».
К позитивным сдвигам в пенитенциарной системе Советом отнесен, к примеру, факт, что численность тюремного населения РФ сократилась за пять лет с 702 тыс. до 595 тыс. человек. Уменьшилась смертность – в том числе и потому, что заключенных стали гораздо чаще освобождать по болезни. Теперь предлагается устранить «слепые зоны» в системах видеофиксации, предусмотреть ответственность тюремщиков за самовольное выключение приборов и уничтожение видеозаписей.
В фонде «В защиту прав человека» между тем вычислили, что Россия оказалась лидером среди 47 стран Совета Европы по нарушению ст. 3 Европейской Конвенции, которая говорит о запрете пыток и насилия над людьми. За последние пять лет против РФ по этой статье было вынесено не менее 444 постановлений ЕСПЧ. Хотя разбирательств было гораздо больше – в статистику не попадают дела, которые завершены мировым соглашением и признанием своей вины государством. Причем, по словам экспертов, наша страна единственная, которая демонстрирует стабильную динамику увеличения нарушений этой статьи.
В фонде также указали, что пытки в тюрьмах и СИЗО расследуются неэффективно даже после скандалов в медиапространстве. Большинство жалоб следственными органами по-прежнему в основном игнорируется, уголовные дела против тех лиц, которые подозреваются в применении пыток, возбуждаются в единичных случаях. Гораздо чаще происходит так, что уголовные преследования за заведомо ложный донос начинаются в отношении заключенных, обратившихся с соответствующими заявлениями.
Однако в фонде согласны с мнением СПЧ, что некоторые проблемы УИС все же решаются. Например, анализ обращений в ЕСПЧ показывает, что действительно улучшаются бытовые условия содержания заключенных и качество оказываемой им медицинской помощи. Исков на эту тему в Страсбург теперь подается немного.
Основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин напомнил «НГ», что правозащитники неоднократно предлагали повысить должностные требования к основному кадровому составу ФСИН. Без этого, уверен он, никакие реальные улучшения невозможны. «Вопрос не столько в несовершенстве законодательства, сколько в тех, кто его применяет и как», – пояснил он. Осечкин подчеркнул, что в действительности ситуация почти не улучшается: «Только на этих выходных пришли несколько писем из разных регионов. В одной из брянских колоний заключенного избили так, что он сейчас лежит в коме, в тюменской ИК заключенный остался без ноги».
«Российская тюремная система еще с советских времен затачивалась на репрессии и уничтожение инакомыслящих или как минимум на ломку людей. Исправительные учреждения функционируют на страхе, пытках и тоталитарном сознании. И проблема в том, что сотни тысяч рядовых сотрудников ФСИН, ощущая себя частью этой страшной «гулаговской» системы, продолжают безнаказанно и массово нарушать права заключенных», – подчеркнул Осечкин. n
комментарии(0)