Алексей Кудрин первым стал выступать за повышение пенсионного возраста. Фото РИА Новости
Протестная активность в России достигла минимальных показателей с 2015 года, а социально-экономическая ситуация в целом остается относительно спокойной. К таким выводам пришел Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина исходя из своего Индекса социально-экономической и политической напряженности, который только что был подсчитан за весь 2017 год. Однако ситуация в стране остается сложной, убеждены эксперты КГИ: качество политических институтов в регионах продолжает ухудшаться, а складывающееся там напряжение снимается лишь через давление федерального Центра на местные элиты.
Число регионов, которые в КГИ относят к группе риска, к концу 2017 года заметно сократилось. Например, факторы – экономика, политика, протесты – не совпали ни в одном из субъектов РФ, так что антилидеров среди них теперь нет вообще.
Экономические и политические риски одновременно наблюдаются только в Кабардино-Балкарии, а политический и протестный факторы совместно – лишь в Дагестане, Алтайском крае, Кемеровской и Ростовской областях и в Москве.
При этом снизилась и протестная активность, которая с момента создания Индекса в 2015 году росла от полугодия к полугодию. Ее пик, как ранее писала «НГ», наблюдался в первой половине 2017-го – за счет в том числе и антикоррупционных акций Алексея Навального (см. «НГ» от 31.10.17). Во втором же полугодии 2017-го впервые был зафиксирован спад, что в КГИ объяснили не только прекращением кампании оппозиционера, но и снижением региональной митинговой активности, в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке. В итоге уровень публичной протестной активности вернулся к значению 2015–2016 годов.
Источник: доклад Комитета гражданских инициатив |
Риски же экономического спада, подчеркивают в КГИ, вообще перестали являться заметным фактором. Наиболее сложная в этом плане ситуация в конце 2017 года наблюдалась в Костромской области и Хакасии. К экономически проблемным регионам эксперты КГИ также отнесли Ивановскую, Курганскую, Смоленскую, Томскую области, республики Коми, Марий Эл и Удмуртию, а также Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
В ходе составления Индекса в КГИ выявили и такой любопытный фактор – экономически проблемные регионы с повышенными рисками сокращения доходов отличаются меньшим уровнем публичной активности, чем регионы со средними рисками. Другими словами, получается, что снижение доходов граждан вовсе не приводит к росту открытых протестных настроений. По мнению экспертов, дело в том, что перспектива падения уровня жизни сама по себе является таким обстоятельством, которое побуждает большинство людей скорее искать новые источники заработка, чем выплескивать свои эмоции на улице.
Еще одна региональная тенденция, выявленная в КГИ, – это стабильное ухудшение политических институтов в большинстве регионов. При этом во многих из них это низкое качество не столь сильно бросается в глаза из-за отсутствия значимых элитных групп, способных конкурировать с командами губернаторов. «Ярким примером служила Кемеровская область, где негативные социально-экономические тенденции и крайне низкое качество институтов публичной власти компенсировались исключительно высоким уровнем административно-бюрократической консолидации вокруг губернатора.
Однако опасность нарушения устойчивости при подобном качестве институтов в полной мере реализовалась в связи с ужасным пожаром 25 марта 2018 года, за которым последовала замена губернатора», – указано в докладе КГИ.
Кемерово, по мнению экспертов Кудрина, – это пример той турбулентности, которая в будущем вполне может ожидать некоторые регионы. Низкое качество политических институтов и невозможность граждан влиять на власть постепенно все-таки может привести к трансформации недовольства граждан в стихийные протесты.
За последний период мониторинга – это второе полугодие 2017-го – ситуация с административной устойчивостью ухудшилась в Адыгее, Марий Эл, Удмуртии, Ленинградской, Магаданской, Саратовской, Сахалинской областях, а также – из-за замены губернаторов – в Бурятии, Пермском и Приморском краях, Воронежской, Ивановской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Орловской, Рязанской, Самарской областях, Ненецком автономном округе. Сохраняется высокая административная неустойчивость в Карелии и Калининградской области. Усиление конфликтности отмечено в Хакасии, Кемеровской и Московской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Была отмечена в КГИ и та тенденция, что федеральный Центр снимает накапливающееся в регионах напряжение через усиление давления на местные политические элиты или даже их подавление. В итоге 2017 год был отмечен и большим количеством кадровых замен, и немалым числом уголовных дел. Всего за год были заменены главы 19 регионов, арестованы двое руководителей, девять вице-губернаторов или зампредов региональных правительств, один мэр административного центра субъекта РФ.
В итоге жесткое давление на региональные политические элиты имеет следствием, с одной стороны, усиление контроля за ними со стороны федерального Центра и, казалось бы, повышение управляемости в условиях стабильности, а с другой – снижение их способности эффективно реагировать на вызовы в кризисных ситуациях. Как это, например, и случилось в Кемеровской области.
Комментируя эту ситуацию, соавтор доклада эксперт КГИ Александр Кынев подчеркнул, что нынешняя политическая система поддерживается искусственно. Эксперт КГИ Николай Петров заметил, что «власть не решает проблемы, а загоняет их внутрь».
Опрошенные «НГ» эксперты не стали подозревать Кудрина в том, что его давнишняя позиция по поводу необходимости повышения пенсионного возраста и нынешние выводы доклада связаны напрямую. «В целом доклад КГИ соответствуют истине, – уверен политолог Андрей Колядин. – Действительно, выборы президента объединили вокруг него людей и значительно снизили протестную активность». Но при этом он отметил, что нравиться народу – это тяжелая работа для власти, которую она не может вести постоянно. И поэтому если такую работу хотя бы на немного прекратить, то после некоторой инерции опять появляются очаги напряженности.
Но по-настоящему, полагает Колядин, аналитическая работа КГИ под эгидой Кудрина – это «свисток на скороварке, который помогает сбросить пар». Он отметил, что «власть делает то, что ей выгодно, и не обращает внимания ни на кого».
комментарии(1)
0
Сергей Леонтьев 07:47 21.06.2018
Если даже в карте ошибка, то какая вера остальному?