0
6340
Газета Политика Интернет-версия

25.12.2017 00:01:00

В Интернете станет больше госрегулирования

Тэги: интернет, сеть, рунет, госрегулирование, безопасность, цср, кудрин


интернет, сеть, рунет, госрегулирование, безопасность, цср, кудрин Гражданские активисты выступают за свободу в Интернете, но безрезультатно. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина представил несколько сценариев развития систем безопасности российского Интернета. В частности, рекомендовано распределить риски между государством и частным сектором. По мнению экспертов, это ослабит влияние властей на Рунет и позволит избежать перенапряжения госресурсов. Второй вариант, напротив, предусматривает усиление роли государства в сетевом пространстве.

Как считают в ЦСР, проблема «незащищенности» Сети существует не только на глобальном уровне, но и на региональных. Перед властями сейчас стоит непростая дилемма: «либо обеспечивать IТ-безопасность, инвестируя ресурсы в повышение конкурентоспособности своих защищенных технологий и бизнес-решений, либо же делать ставку на снижение зависимости от зарубежных IT-экосистем, создавая их локальные аналоги».

В докладе ЦСР указывается на стремление государства напрямую охватить и предметно урегулировать все сферы отношений, бизнес-модели и процессы в интернет-отрасли для нивелирования рисков и вызовов безопасности. То есть, по сути дела, речь идет о планах по национализации Сети. В самом ЦСР полагают, что такие шаги чреваты перенапряжением госресурсов и угнетением драйверов роста частной отрасли связи и IT.

Чтобы этого избежать, эксперты предложили перейти к стратегии распределения рисков между государством и частным сектором. Последний также страдает из-за кибератак – и поэтому будет заинтересован в выработке моделей, способных их предотвратить. Предлагается «закрепить понятие российского госсегмента единой сети электросвязи и Интернета, подключить системы и сети госорганов к оператору госсегмента и создать единую интегрированную инфраструктуру такого сегмента».

Однако такой переход, поясняют в ЦСР, сопряжен с рядом сложностей, в том числе с сопротивлением ряда госорганов и дефицитом ресурсов у участников отрасли. Поэтому представителям телекоммуникаций и IT, не относящимся к госсегменту, предлагается и более гибкая модель регулирования жизненно важных услуг (ЖВУ). Под этим понятием имеются в виду провайдеры, операторы, сети распределенной доставки контента, точки обмена трафиком, дата-центры, удостоверяющие центры и т.п. ЖВУ, считают в ЦСР, должны сочетать в себе рамочное госрегулирование с саморегулированием.

По мнению экспертов, эти меры придадут «больше гибкости» российскому бизнесу, он будет конкурентоспособным в глобальной среде, а не изолированным. А вот среди рисков называются межведомственные противоречия при создании госсегмента Интернета, сложность выбора инфраструктурного провайдера, дефицит свободных ресурсов у участников отрасли. «Однако даже создание соответствующих международных механизмов не предотвращает рисков эскалации и постепенного нарастания напряженности, если государства и компании не откажутся по доброй воле от попыток добиться преимуществ за счет действий в киберпространстве», – говорится в докладе ЦСР.

Смысл двух других сценариев, напротив, заключается в усилении внутреннего российского регулирования и ориентации отечественной отрасли на собственные ресурсы и решения. И оба они нацелены на усиление роли государства.

В первом сценарии речь идет о контроле за ключевыми «узлами» Интернета, «каналами передачи данных из-за границы, электронной связи с ключевыми объектами инфраструктуры». В частности, перераспределение физических центров хранения информации и перенос их в Россию. Это позволит снизить вероятность атаки на них и ограничить возможные последствия в случае, если она все-таки произойдет. Второй вариант подразумевает также высокий уровень госрегулирования, разработку собственных программных решений для обеспечения электронной связи и ответа на возможные угрозы, ориентацию в сотрудничестве по развитию мер безопасности на наиболее близких партнеров, в первую очередь по ЕАЭС. В обоих случаях, указывают эксперты, есть риск изоляции и снижения конкурентоспособности российской IТ-сферы.

При этом в докладе так и не сказано, какая же именно модель является наиболее оптимальной, нет и рекомендаций о принятии той или иной стратегии. В ЦСР полагают, что в дальнейшем определение эффективных мер будет зависеть от развития ситуации на международной арене, роли России, США, Евросоюза и Китая в вопросах выработки договоренностей о сотрудничестве в киберсфере.

«В среднесрочной перспективе разумно ориентироваться на принятие в основном добровольных необязывающих норм в многостороннем (ООН, ОБСЕ) либо двусторонних форматах. Также речь может идти о подписании международного соглашения, обязывающего по форме, но имеющего рамочный формат, устанавливающего общие принципы обеспечения международной безопасности в сфере использования ИКТ и не содержащего обязательств с конкретными сроками выполнения», – указано в докладе.

А вот общественная организация «Общество защиты Интернета» (ОЗИ) напомнила, что с каждым годом власти России вводят в Сети все новые ужесточения и меры регулирования. В докладе этой организации отмечается, что из-за этого регрессируют права и свободы пользователей.

ОЗИ представило последние данные, из которых следует, что за последний год Рунет стал менее свободным почти в два раза. «Общий итог Индекса свободы Интернета в ноябре – опять минус», – говорится в соответствующем отчете. – Месяц был достаточно богат на негативные для свободы Рунета события, но опасность еще заключается и в том, что действия властей в последнее время перестали носить хаотический характер – закручивание гаек стало происходить более системно».

В качестве главных событий, повлиявших на состояние прав и свобод в Рунете, эксперты ОЗИ отметили и поправки, регулирующие анонимайзеры, в том числе частные VPN-сервисы, и новые правила оказания услуг связи, когда оператор имеет право отключить неидентифицированные номера. В ОЗИ заявили, что эта инициатива открывает широкое поле для злоупотреблений: «Все оппозиционеры будут знать – если вдруг перестал работать телефон, то это к обыску».   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
665
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
416
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
824
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
820

Другие новости