Фото пресс-службы ФССП
Центр стратегических разработок (ЦСР), которым руководит Алексей Кудрин, предложил реформировать Федеральную службу судебных приставов (ФССП). По мнению экспертов, она работает неэффективно из-за перегруженности функциями и обязанностями. Речь, в частности, идет о передаче части функций ФССП частникам, которые будут за проценты взыскивать долги в пользу граждан и негосударственных компаний.
Как считают в ЦСР, приставы работают вхолостую из-за отсутствия механизмов реализации судебных решений. Поэтому граждане или компании, которые выигрывают суды, часто не могут получить назначенные им компенсации. В докладе ЦСР говорится, что критика в адрес ФССП, к сожалению, не идет дальше аргументов о плохих кадрах или коррупции. Но основные проблемы службы кроются в системе оценки эффективности ее работы, перегруженности бюрократическими процедурами и неэффективном распределении обязанностей.
Например, по данным ЦСР, большинство исполненных решений приходится на иски с незначительными суммами. Приставам проще работать с мелкими однотипными долгами, которые не требуют выездов на рейды или очных ставок с должниками. В случаях же с кредитами, алиментами или коммерческими долгами вообще нет ущерба для интересов государства. Может быть, поэтому количество возмещений здесь составляет около 10%, ущерб от преступлений гасится и вовсе в 8% случаев.
А вот взыскание потерь госбюджета (налоговые недоимки, пошлины, штрафы) формулируется для приставов как приоритетная задача. Все это, уверены в ЦСР, «приводит к преимущественному удовлетворению государственного интереса в ущерб частному».
За последние пять лет доля успешно оконченных исполнительных производств постоянно снижалась – с 75 до 61%. Зато количество дел выросло почти в два раза – с 31 млн до 53 млн. «Общая сумма долгов, подлежащих взысканию, за этот период увеличилась с 1,8 трлн до 2,2 трлн руб. Возвращенные деньги составляли меньше пятой части – 13–17% от всего объема долгов, с которыми имели дело приставы», – приводит ЦСР удручающую статистику.
Среди предложений о реформе ФССП есть и такое – вывести из компетенции ведомства работу с административными штрафами и создать институт частных судебных исполнителей. Имеется положительный опыт Казахстана, где с 2010 года такой институт уже работает. У частных приставов там есть лицензии и даже собственный Кодекс этики. Сотрудники получают от 3 до 25% от суммы взысканного долга – в зависимости от сложности дела.
Ранее в ФССП и Минюсте не исключали возможности передачи частным взыскателям некоторых функций судебных приставов, но только после того, как будет четко регламентирована деятельность нынешних коллекторов.
Как рассказал «НГ» партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов, за прошлый год у приставов находилось 70,2 млн дел на общую сумму более 5 трлн руб. «Долги по действующим исполнительным производствам огромные, однако пока нет реальных механизмов для их сокращения», – заявил эксперт. По его словам, основная проблема в том, что у приставов мало реальных механизмов воздействия на должника, а те, что есть, «применяются неохотно, так как отсутствует мотивация работы».
По мнению Бишенова, в первую очередь необходимы две корректировки – изменение системы отчетности работы приставов и, конечно, усиление их мотивации. «Необходимо учитывать количество реально взысканных сумм, сейчас же действует традиционная палочная система, которая учитывает количество формальных действий, не дающих никакого результата», – пояснил эксперт.
Адвокат Олег Сухов назвал систему исполнительного производства устаревшей. Предложения ЦСР он считает разумными потому, что они позволят сократить административные издержки и повысить эффективность работы приставов. К примеру, когда они выступают посредниками между банками и взыскателями.
«Одна из наиболее частых причин конфликтных ситуаций – это когда заявитель сам сообщает приставам о возможных активах должника, а те не успевают их арестовать», – сказал «НГ» общественный уполномоченный по правам предпринимателей под стражей Александр Хуруджи. Но он не находит предложения ЦСР достаточными. Нужны, пояснил он, более радикальные меры – к примеру, серьезно ограничить права и свободы должников. Эффективными были бы запреты не только на выезд из страны и управление транспортными средствами, но и на занятие определенными видами деятельности и пребывание на руководящих должностях до момента погашения задолженности.