А многим претендентам вообще нечего сказать или показать. Постер со страницы Кати Гордон в «ВКонтакте»
За полмесяца до старта президентской кампании ее фаворит официально так и не определен. Зато претендентов разного калибра уже не менее 25 человек. К первому эшелону следует отнести лидеров парламентских партий и несистемной оппозиции вроде Григория Явлинского и Ксении Собчак. Во втором, судя по всему, окажутся наиболее упорные самовыдвиженцы. Третий эшелон – самый многочисленный – скорее всего и не дойдет до Центризбиркома. Особняком стоит Алексей Навальный, который хочет стать кандидатом, но пока не имеет на это право.
В Кремле в очередной раз заявили, что ни главных, ни второстепенных кандидатов в президенты от власти в стране пока нет. Именно так пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков ответил на вопрос об использовании Интернета в ходе предстоящей кампании.
А вот гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин – лидер незарегистрированной Партии нового типа высокую активность проявляет как раз в Сети. Он публикует доклады, ведет вебинары. Очередной намечен на 29 ноября, тема – кадровая политика. У Сулакшина, по его словам, есть проработанная президентская программа, а вот на вопросы о работе на земле он отвечал скупо – мол, команда собирается, ресурсы накапливаются.
Напомним, что пока более или менее реальную кампанию, причем признаваясь в этом, в России ведут три претендента. Явлинский уже перешел к стадии региональных поездок. Ближайшая будет в Екатеринбург. Собчак как раз в эти дни также начинает предвыборные перемещения по городам и весям страны. Однако оба они не могут сравниться с Навальным, который каждые выходные посещает по три-четыре субъекта РФ.
Руководители трех оппозиционных партий Госдумы действуют вразнобой. Глава ЛДПР Владимир Жириновский на днях прямо заявил о намерении баллотироваться в президенты – в ответ на предложение руководящего органа его партии. А вот председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов пока только намекают на такие возможные решения. Впрочем, по информации «НГ», это, похоже, все лишь слабая попытка подражать поведению главного кандидата – президента Владимира Путина, а на самом деле внутри их структур предвыборная работы началась. У эсэров уже назначен руководитель штаба Миронова, а коммунисты приступили к обновлению программы кандидата Зюганова.
Некоторые претенденты на появление во втором эшелоне тоже наращивают активность. Например, бизнесмен Сергей Полонский заявил о сборе в свою поддержку электронных подписей граждан. Данный процесс, по словам Полонского, ляжет в основу международной конвенции «Человек – искусственный интеллект». «Международные консультации на эту тему уже проводятся. Конвенция «Человек – искусственный интеллект» должна опираться на международные правовые формы регулирования. Гражданские права и свободы, защищаемые платформой блокчейн, должны быть гарантированы ООН», – отметил Полонский.
А к примеру, журналистка Екатерина Гордон занимается громкими политическими заявлениями. На днях она предложила распустить нынешнюю Госдуму и впредь избирать ее только по одномандатным округам. У действующих депутатов она рекомендует проверить КПД – и уверена, что большой пользы они не приносят. До этого Гордон призвала упразднить пост президента РФ. При этом к Путину, по ее словам, она относится с большим уважением, но не хочет, чтобы все в стране было завязано только на нем.
Но не все кандидаты настроены к президенту так благожелательно. Председатель «Объединения перевозчиков России» Андрей Бажутин готовится к собственной президентской кампании, параллельно участвуя в организации всероссийской забастовки дальнобойщиков. Стачка должна состояться с 15 по 25 декабря этого года в 50 регионах России. Требования прежние: полная отмена системы «Платон» и транспортного налога, корректировка норм режима труда и отдыха водителей, наведение порядка на постах весового контроля, предоставление перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо, уплаты которого они, кстати, считают достаточным с точки зрения их налогообложения. Из политических требований остался вотум недоверия президенту России Владимиру Путину (см. «НГ» от 15.11.17).
Остальные самопровозглашенные кандидаты особой активностью не отличаются – разве что бизнес-омбудсмен Борис Титов. Его, похоже, также можно считать претендентом на второй эшелон.
Среди же всех прочих упомянем председателя Национального союза защиты прав потребителей, руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, который хотя бы комментирует инициативу Минздрава дать право барам и магазинам отказывать в продаже алкоголя пьяным.
Других же соискателей можно просто перечислять через запятую. Скажем, лидера «Российского общенародного союза» Сергея Бабурина, основателя движения «Наши» Бориса Якеменко, политтехнолога Андрея Богданова, основателя Монархической партии России Антона Бакова, лидера некоего блока «Третья сила» Алексея Золотухина. А есть еще актриса Анфиса Чехова, ведущая прогнозов погоды из Челябинска Лариса Сладкова, активистки женского движения – глава партии «Женский диалог» Елена Семерикова и феминистка Татьяна Сухарева.
На выборы намерен пойти и глава ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков, объявивший Навального основным своим оппонентом. Здесь же упомянем и малоизвестных для широкой публики бизнесменов Александра Чухлебова и Олега Сидорова. Последний пока лишь придумал себе такой лозунг – «За субпереход, против инзотации». В переводе на русский это примерно означает – за все хорошее, против всего плохого.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил «НГ»: «Никакой специальной мобилизации не проводится, но выдвижение Собчак – человека из шоу-бизнесса, чья деятельность никак не связана с политикой, спровоцировало каскад выдвижений. Каждый понял, что он тоже может. Люди просто хотят сделать себе имя, бесплатный пиар. Кремль здесь ни при чем, ему незачем это делать, поскольку такое обилие кандидатов мало что дает. Да, с одной стороны – это выгодно, поскольку поднимает интерес к выборам. С другой стороны, превращение кампании в балаган власти не нужно». Эксперт подчеркнул, что большинство кандидатов до кампании не дойдет, они сойдут с дистанции даже не забракованные по подписям, большинство из них и не удосужится собирать автографы. «Они понимают, что Путин не рассердится. Сейчас кандидатов не давит никто. Вот если будет активность, тогда, возможно, начнется и противодействие», – отметил Миронов.