Фото агентства городских новостей "Москва"
В Совете Федерации прошло обсуждение ситуации с украинскими беженцами, многие из которых хотели бы получить в России политическое убежище. Однако по нынешнему законодательству претендовать на это они никак не могут. При этом и российские соотечественники по-прежнему сталкиваются с проблемами при попытках легализации. А вот мигрантов из Средней Азии не пугают ни экономические трудности, ни законодательные ужесточения.
Госдуме предложено расширить круг тех, кто может получать в России политическое убежище. С такой инициативой выступил депутат ГД Константин Затулин («Единая Россия»). Таким образом, по его словам, поправками смогли бы воспользоваться сотни тысяч украинцев, которые скрываются сейчас в нашей стране от репрессий у себя на родине.
Однако для этого необходимо будет провести большую законодательную работу. Дело в том, что о возможности получить в РФ политическое убежище говорится в Конституции, а в законах норма не прописана. Она регулируется лишь указом президента от 1997 года. Таким образом, написание и рассмотрение нового законопроекта займут много времени.
А чтобы можно было решить проблемы украинцев более оперативно, в президентском указе необходимо снять два имеющихся ограничения. По общему правилу политубежище не предоставляется, во-первых, гражданам стран с развитыми институтами защиты прав человека – и Украины формально таковые имеет, а во-вторых, приезжим из тех государств, из которых в Россию безвизовый въезд.
По словам заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александры Докучаевой, российские власти вместо помощи уехавшим из Украины людям ведут обратную политику, наоборот, торопясь вообще выдворить этих людей из страны. «Это абсурдная ситуация, когда Конституция запрещает их депортировать, но и соответствующий статус им тоже не выдают», – подчеркнула Докучаева.
При этом, по ее данным, решения о депортации в отношении них нередко все же выносятся – как правило, на основании просроченной миграционной карты. А оформить ее вовремя непросто: когда человек приезжает в миграционный орган сдавать документы, ему дают талончик на прием, к примеру, через два месяца. В результате многим приходится переходить в нелегальный статус.
Сейчас в Госдуму приходит множество писем об отказе в продлении миграционных карт и приезжим из Донецкой и Луганской народных республик, без которой они тоже не могут легализоваться. «В реальности на всех приезжих – не важно, являются они русскими по происхождению или «носителями русского языка», – распространяются одинаковые правила миграционного учета», – отметила Докучаева. Хотя, считает она, МВД своим внутренним распоряжением могло бы повлиять на эту ситуацию.
Например, сохранить за жителями Донбасса возможность проходить миграционный учет, не покидая России. «Пока это все лишь обещания. В августе мы уже получили одно заверение от управления МВД по миграции, что жителям ДНР и ЛНР не будут препятствовать в продлении учета. На деле все иначе, жалобы продолжают приходить», – пояснила собеседница «НГ».
Поэтому, к примеру, депутат ГД Андрей Козенко из ЕР готовит законопроект, позволяющий жителям ДНР и ЛНР находиться в РФ без каких-либо ограничительных сроков и дающий им право на работу без патентов.
Однако член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров полагает, что любые миграционные инициативы так и останутся без движения до самого конца грядущей избирательной кампании. «Нам уже сказали, что данная тематика неэлекторальная. Перед выборами никакие поправки вноситься не будут». Докучаева, кстати, подтвердила, что различные законопроекты «по укреплению русского мира» лежат в ГД без движения. В том числе и поправка расширению определения «носители русского языка». «Отрицательные отзывы из Государственного правового управления президента блокируют продвижение подобных законопроектов», – заявила эксперт.
МВД же тем временем пообещало упростить гражданам Украины получение российского гражданства. Ведомство даже подготовило законопроект, согласно которому для тех, кто претендует на статус соотечественника, будет достаточно лишь временной регистрации по месту пребывания.
А вот для обычных трудовых мигрантов условия предложено ужесточить. В МВД планируют сделать снятие отпечатков пальцев и фотографирование обязательными для всех въезжающих на территорию РФ граждан стран, с которыми у России безвизовый режим. Эксперты, впрочем, указывают на то, что власти давно говорят о сокращении миграционных потоков из Средней Азии и приоритетах для российских соотечественников, но ситуация меняется малозаметно.
«По соотечественникам довольно скромные результаты с точки зрения масштабов программы их поддержки, – заявил «НГ» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. К примеру, понятием «носитель русского языка» сумели воспользоваться считаные их единицы. Закон об упрощенном получении гражданства, которые вызвал так много споров, на практике так и не заработал.
По мнению эксперта, «все упирается в сотрудничество российских властей с руководством среднеазиатских республик – мигрантов оттуда будут принимать, чтобы сохранить положительный контекст взаимоотношений».
Ремизов отметил, что в последнее время заметно «обратное движение». После ужесточения миграционной политики – к примеру, черных списков нарушителей, которых выдворили и закрыли им въезд в страну, начались послабления: «И мы увидели, что по этому же списку проводится амнистия и мигрантов опять пускают».