Обязательным изучение госязыка республики будет только в младших и средних классах. Фото с сайта www.tatar-inform.ru
Госсовет Татарстана обсуждать угрозы существованию татарского языка не стал. Президент Рустам Минниханов сообщил, что вопрос решается в ходе согласований с федеральным Центром. Было сказано, что в младшей и средней школе государственный язык будет обязательным, но в сокращенном виде. В старшей школе его изучение станет добровольным. Напомним, президент Владимир Путин считает, что учить языки народов РФ – право, а не обязанность.
На заседании Госсовета Татарстана было объявлено, что глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева предварительно согласна с компромиссным подходом. Об этом сообщил вице-премьер – министр образования и науки республики Энгель Фаттахов.
Минниханов в своем выступлении перед депутатами, которым так и не дали возможности устроить дебаты, отметил, что в республике есть «дорожная карта» для решения вопроса с изучением татарского языка.
Он обещал, что увольнения учителей татарского языка, которых теперь может оказаться больше, чем необходимо, ни в коем случае не будет. Для них организуют либо переподготовку, либо какие-то иные возможности для дальнейшей работы. В школах должно быть спокойствие, сказал Минниханов, никаких противоправных шагов предпринято не будет. «Мы ждем новых федеральных стандартов, – заявил президент Татарстана. – Татарский язык будет преподаваться два часа в неделю». Он пояснил, что этот вариант учитывает все нормы федерального и республиканского законодательства и что он действительно предварительно согласован со специалистами Минобразования РФ.
По словам Минниханова, «надо завершить эту тему, у нас есть пробелы в учебной программе русского языка, это будет проработано и согласовано – мы должны четко соответствовать Конституции Российской Федерации». Стоит отметить, что о конституции республики, где зафиксирован статус татарского языка как государственного, он отчего-то не сказал. Судя по всему, Татарстан ищет с федеральным Центром компромисс, который не выставит проигравшей ни одну из сторон.
Подтверждением этому можно считать слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Он заявил, что вопрос о характере изучения татарского языка в школах республики находится в ведении властей этого региона. Но подчеркнул при этом: «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна. При этом страна единая – это Российская Федерация, и президент Владимир Путин всегда говорил о добровольном изучении национальных языков».
А еще Песков напомнил, что все необходимые поручения президентом даны. Как известно, среди них есть и предписание для прокуратуры и Рособрнадзора: выяснить, добровольно ли учат дети родной и государственный языки во всех регионах страны. Итоги проверок должны быть представлены к 1 декабря.
Напомним, что в июле Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил, что учить не родные для человека языки – это «конституционное право», но не обязанность. «Языки народов России – тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России, – констатировал глава государства. – Изучать их – гарантированное Конституцией право, причем право добровольное. Заставлять человека учить язык, который не является для него родным, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – отметил глава государства.
Президентское указание на «добровольность» тут же начало давать свои плоды, потому что в ряде национальных республик родители уже давно вели борьбу за право своих детей не учить местные госязыки. Причем это были не только этнические русские. После слов Путина в том же Татарстане мать одного из учеников уже написала заявление об отказе от татарского языка ее сыном, а копии направила в прокуратуру и образовательные инстанции. И ей такое право было предоставлено.
При этом в республике языковой вопрос уже вызвал политическую напряженность. Дело дошло даже до задержания имама, который на праздничном митинге в честь 25-летия Конституции Татарстана прочитал молитву в защиту татарского языка. Правоохранители посчитали это чуть ли не призывом к организации майдана.
Политолог Андрей Колядин по поводу негодования татарской общественности прокурорскими проверками школ пояснил: «В нашей стране сейчас такая ситуация, что любые разумные инициативы могут приводить к противоположным результатам». В национальных республиках родной язык имеет право на существование и распространение, но по Конституции РФ местные чиновники не имеют права делать его обязательным для изучения. «Путин слышал о перегибах на местах, например в том же Татарстане. Президент просто решил одернуть этих чиновников в этом их излишнем усердии», – подчеркнул эксперт. Сам же Колядин считает, что «никаких «обязан» не должно существовать», так что Минобрнауки действует в соответствии с федеральным законом.
Тем не менее эксперт не считает, что идет целенаправленная кампания по губернизации и унификации России, за которые уже давно выступает, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. На вопрос же «НГ», не скажется ли обострение в нацреспубликах, а языковые проблемы сейчас подняты еще и в Башкирии, Чувашии и Коми, на предстоящей президентской кампании, эксперт заявил: «Однозначно прогнозировать это нельзя, но президент как гарант Конституции не мог промолчать».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов напомнил «НГ», что языковая тема в республиках РФ не нова. Он считает, что никаких признаков ущемления титульных наций и унижения национальных республик нет, а есть стремление устранить дискриминацию в них тех русских, которые вынуждены в часы изучения родного языка заниматься местным нацязыком. «Но татары воспринимают очень критично любые подобные инициативы, так как расценивают это как посягательство на их самобытность», – отметил он. По его мнению, так болезненно ситуация воспринимается потому, что есть опасение – не только русские школьники перестанут учить язык, но и татарские.
Ремизов напомнил, что для элиты Татарстана во взаимоотношениях с федеральным Центром есть четыре принципиальных момента. «Это судьба «Татнефти», договор о разграничении полномочий, должность президента республики и статус татарского языка», – сказал Ремизов. Он не исключил, что именно компромисс по языковой проблеме станет для Кремля некой разменной монетой для решения в свою пользу других вопросов. Поэтому-то прогнозировать, чем закончатся переговоры Минниханова с Москвой, сейчас трудно. Ремизов отметил, что «Башкортостан уже услышал президента» и подчеркнул, что даже на Северном Кавказе язык не является острой политической проблемой. Впрочем, добавил он, как раз в Кавказском регионе президент РФ в образовательный процесс, судя по всему, все же не будет вмешиваться.
Тем не менее эксперт уверен, что Путин будет стремиться привести региональное законодательство по языкам в соответствие с федеральным законом. Заявление о добровольном изучении родных языков – это элемент данной кампании. «Эта тема для власти критична с точки зрения взаимоотношения Кремля и национальных республик, на кону репутация федерального Центра. Поэтому прослеживается общая политическая линия. Хотя, конечно, речи о губернизации России не идет», – отметил Ремизов.
Первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин (КПРФ) заявил «НГ», что инициативы о поправках в законодательство в отношении национальных республик нет, оно, на его взгляд, и так сбалансированное. «Национальный вопрос сложный, обсуждать можно все что угодно, но законодательно закреплять – вряд ли. Минниханов не может обязать людей изучать государственный язык республики. Если президент России пойдет на уступки, это будет ошибка. В начале 90-х Ельцин уже наломал дров», – подчеркнул депутат. Он согласен с тем, что сейчас на кону репутация федерального Центра. Однако, по его словам, даже если какие-то национальные регионы и будут недовольны решением Москвы, то это еще не значит, что они не поддержат Путина на президентских выборах.