Фото пресс-службы Верховного суда РФ
На введении нового типа наказуемого деяния – уголовного проступка – продолжает настаивать Верховный суд (ВС). Соответствующие поправки в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы одобрены пленумом ВС и вносятся в Госдуму. Новация поможет разгрузить суды и не портить судимостью биографии сотен тысяч россиян – проступком предлагается считать 80 видов нынешних преступлений.
Пленум ВС одобрил законопроект об «уголовном проступке» для тех, кто впервые совершил преступление небольшой тяжести, за которое не предусмотрено лишение свободы. За документ проголосовали 78 членов пленума и лишь один – против.
Главная идея документа – «гуманизация уголовного законодательства», отметил замгенпрокурора Леонид Коржинек. По его словам, важно, что человек, совершивший проступок, не будет считаться судимым, следовательно, он избежит негативных последствий вроде проблем при трудоустройстве или выезде за границу.
Проступком будет признаваться «преступление небольшой тяжести, за которое не предусмотрено наказания в виде лишения свободы», таких составов в УК примерно 80, пояснил председатель Судебной коллегии ВС по уголовным делам Владимир Давыдов. Среди этих «мелочей» есть клевета, мошенничество в сфере кредитования или с платежными картами, разглашение тайны усыновления, воспрепятствование работе избиркомов или нарушение неприкосновенности жилища.
В ВС отмечают, что освобождение от уголовной ответственности обосновывается «минимальным характером общественной опасности» от этих проступков.
Срок давности привлечения к ответственности для «проступников» составит всего год, что в два раза меньше по сравнению с наказанием за преступление небольшой тяжести. Им будут выписывать штраф, а также направлять на обязательные или исправительные работы. Также законопроект предусматривает для них и возможность условно-досрочного освобождения, если отбыто не менее четверти наказания. Если же гражданин будет уклоняться от наказания за проступок, то его могут привлечь уже к уголовной ответственности.
ВС подсчитал, что в прошлом году за преступления, подпадающие под определение уголовного проступка, были осуждены свыше 40 тыс. человек. Давыдов не исключил, что в будущем можно будет расширить юрисдикцию уголовного проступка, «если первый опыт применения такой нормы будет успешным».
Кроме введения этого понятия законопроект ВС предлагает не наказывать за преступления небольшой или средней тяжести, «не попадающие в категорию проступков», если они совершены впервые, а преступник возместил ущерб.
В пояснительной записке говорится, что в последние годы государство предпринимает серьезные усилия, направленные на гуманизацию уголовного законодательства: «Путем декриминализации определенных деяний, введения составов преступлений с административной преюдицией, расширения сферы применения института освобождения от уголовной ответственности».
На Пленуме ВС напомнили, что институт уголовного проступка давно применяется во многих государствах, в том числе США, Великобритании, Австрии. С 2014 года в Казахстане в категорию уголовного проступка попадают преступления, за которые грозит до года лишения свободы. По мнению экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР), введение нормы о проступке значительно разгрузит суды, в которых 55% дел приходится как раз на мелкие преступления. И, естественно, «снизит репрессивность для осужденных за сравнительно неопасные деяния».
Но ряд экспертов продолжает считать, что понятие «уголовный проступок» имеет крайне узкие рамки. Дело в том, что первоначально предполагалось, что под него подпадут все преступления небольшой тяжести и ряд преступлений средней. Однако еще в прошлом году не поддержала такого расширительного толкования, а потом и вовсе отказалась менять под проступок необходимые статьи УК и УПК.
По словам советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвера Гаспаряна, по предварительным подсчетам, около 40 тыс. человек смогут избежать судимости. Но если перевести это в проценты, то выходит лишь 4% от всех рассмотренных в прошлом году дел. «И в случае прекращения дела будут все равно применяться исправительные работы или штрафы, то есть те же наказания. Эта мера явно избыточная», – считает Гаспарян.