Президент США Дональд Трамп выступил с давно ожидавшимся заявлением по Ирану. Некоторые эксперты даже допускали выход США из «ядерной сделки» с Тегераном. Надо сказать,что Трамп ещё в ходе своей избирательной кампании жестко критиковал это главное внешнеполитическое достижение Барака Обамы.Трамп был раздражён, что Обама разморозил иранские финансовые активы, передал Ирану $1,7 млрд. сразу после заключения сделки. Он убеждён,что именно эти деньги позволили Ирану покупать технологии для разработки и создания стратегических ракет.
Трамп,несмотря на слухи,оставил ядерную сделку с Ираном в силе.Но он отказался сертифицировать ход исполнения Ираном условий сделки. Более того, пригрозил, что, если Конгресс не поддержит его в разработке мер давления на Иран в течение года, Трамп выйдет из соглашения.
Трамп обвинил Иран в нарушении «духа соглашения»: Тегеран, по мнению американцев, усилил политическую активность в регионе; нарастил арсенал стратегических ракет; поддержал Башара Асада в Сирии; поддерживает Хизбаллу; угрожает Израилю. Трамп заявил, что любимое скандирование иранцев: «смерть Америке» и «смерть Израилю».
Трамп, скорее всего, считает, что испытание Ираном стратегических ракет - прямая угроза, прежде всего, Израилю. Все помнят, как неистово премьер Израиля Б.Нетаньяху лоббировал против этого соглашения, и даже публично поссорился с президентом Обамой. Что казалось невозможным для поколений ведущих политиков Израиля, принимая во внимание стратегический характер военного партнёрства между странами. Теперь Трамп решительно встал на сторону исключительных интересов Израиля, одновременно протянул руку влиятельному про-израильскому лобби в Вашингтоне.
Трамп объявил новую стратегию в отношении Ирана: США вводят новые санкции,запрещают торговлю всем,что ведёт к производству ракет, ещё больше препятствуют доступу к ядерному оружию.
Трамп ввёл санкции против Стражей исламской революции,призывал к этому союзников. Именно позиция европейцев, прежде всего Франции, не позволила Трампу выйти из соглашения. Сегодня его никто из гарантов сделки не поддержал. Французы, как известно, вложили за последние полтора года десятки миллиардов евро в различные индустриальные проекты в Иране. И приносить убытки своему крупному бизнесу не намерены. У Макрона есть своё представление о том, как надо бороться за нераспространение ядерного оружия. Он считает, что кейс Северной Кореи доказывает неэффективность американского подхода. Теми же словами оценил ситуацию с распространением и Владимир Путин, когда недавно вспомнил свою встречу 17 лет назад с папой Ким Чен Ына.
Главный вывод, который можно сделать после заявлений Трампа по Ирану: США хотят изменить место Ирана в исламском мире,заставить его отказаться от влияния в регионе, в конце концов - сменить режим. Наивно.
Иран в своей внешнеполитической деятельности руководствуется четко сформулированной аятоллой Али Хаменеи доктриной «пробуждающегося ислама». «Исламское пробуждение» положит конец доминированию США и его союзников в мире, считают в Тегеране. Рассчитывать, что Иран в ответ на санкции откажется от своей миссии, может только идеалист-дилетант. Однако решительное желание Трампа взглянуть на Иран «духовным взглядом» христианина евангелиста сулит ещё много непредсказуемой и взрывоопасной нервотрепки в регионе. Да и в мире в целом.