Фото с сайта www.vl.ru
Алексей Навальный и руководитель его федерального штаба Леонид Волков даже во время административного ареста не прекращают агитационной деятельности – их блоги регулярно пополняются новыми обращениями к сторонникам. В последнем Волков сделал вывод о том, что тотальное давление на координаторов региональных штабов означает только одно: Кремль, судя по всему, все же будет вынужден допустить Навального до президентских выборов. И его организацию сейчас просто дополнительно проверяют на прочность.
Как сообщил Волков, к нему в спецприемник поступает обрывочная информация о ходе кампании Навального, «но даже ее достаточно, чтобы видеть: в последние несколько дней имела место самая большая волна задержаний и арестов наших региональных координаторов за все 10 месяцев кампании».
Волков указал на два любопытных обстоятельства. Во-первых, у него и у Навального пока по 20 суток ареста, но сразу после освобождения могут начаться новые суды. Волкову уже назначено в конце октября прибыть на суд в Нижнем Новгороде. Он считает, что и по Навальному могут составить протокол за призывы в соцсетях, «так что 20 суток легко превратятся в 40, если не в 50». Во-вторых, в отличие от акций 26 марта и 12 июня никаких массовых арестов рядовых участников акций 7 октября не последовало, а задержанных в Москве и Санкт-Петербурге по большей части отпустили и вовсе без протоколов.
«О чем это говорит? О том, что наши политические оппоненты решили устроить очередной стресс-тест для созданной нами политической структуры: обезглавить и посмотреть, как она в таких условиях будет работать. Это интересный тест на самом деле и важный», – подчеркнул Волков.
Отметим, что в последние дни поступило множество сообщений о преследовании навальнистов из разных регионах страны. Например, в Новосибирске осудили на четверо суток координатора штаба Сергея Бойко, а также задержали троих сотрудников штаба. Координатора штаба в Чебоксарах Семена Кочкина приговорили к 40 часам обязательных работ за акцию 7 октября. Пресс-секретарь предвыборной кампании Навального Руслан Шаведдинов рассказал, что после такой же акции прошел обыск в кемеровском штабе, в Перми начались суды над активистами, которых все выходные продержали в ОВД, чтобы они не попали на улицу. В Уфе на координатора Лилию Чанышеву составлен протокол по статье 20.2 КоАП за «нарушение порядка проведения митинга», задержан и саратовский координатор Михаил Мурыгин вместе с сотрудником штаба Андреем Копшевым. В Краснодаре более 20 волонтеров получили протоколы по итогам допросов, 12 человек уже приговорены к обязательным работам на срок от 20 до 35 часов, координатор Мирослав Валькович арестован на 10 суток. В Липецке протоколы получил весь штаб, координатору Илье Данилову грозит до 10 суток ареста. Координатор петербургского штаба Полина Костылева приговорена к 40 часам работ, екатеринбургский координатор Виктор Бармин – к 20 часам. Досталось и активистам. Так, задержали сотрудника костромского штаба Александра Зыкова. Полицейские вызвали сотрудников военкомата, у которых оказался приказ об его отчислении из учебного заведения, несмотря на то, что у активиста есть хронические заболевания, и он не должен призываться. Позднее на Зыкова составили протокол за акцию 7 октября в поддержку Навального по ч. 8 ст. 20.2 КоАП «повторное нарушение порядка проведения массового мероприятия», и в итоге оштрафовали, на рекордную для сторонников оппозиционера сумму, 200 тыс. рублей.
Впрочем, Волков отметил, что все это в каком-то смысле даже полезно для кампании Навального: «Во-первых, посмотрим, кто из координаторов как сумел построить работу у себя в регионе». Если без руководителя все развалится, это значит, что дело поставлено плохо, если несмотря на аресты агитация и верификация подписей будут продолжены – стало быть, все организовано хорошо.
«Во-вторых, если выйдем из этого испытания с честью: что ж, вот ответ на вопрос о том, кто действительно может строить гибкие и устойчивые организационные системы. Кто на самом деле в состоянии управлять страной, – заявил он. – Вы представьте себе, какой бардак и хаос начнутся, если Путин и половина губернаторов на 20 суток присядут? У нас, очень надеюсь, такого не будет!»
Однако ключевой вывод Волков делает неожиданный: если раньше была понятная тактика – хватать побольше случайных людей, чтобы сбить численность будущих митингов, чтобы всем было страшно на улицу выходить, то аресты только координаторов, наоборот, рядовых активистов и волонтеров могут лишь успокоить. «Тогда зачем, какая логика? Вижу только один ответ – лучше изучить, прощупать нашу оргструктуру: понять, на ком, что завязано, где тонкие и узкие места, где может порваться и сломаться», – предположил он.
По мнению Волкова, это имеет для Кремля смысл в единственном случае: если там смирились или готовятся смириться с тем, что Навальный будет зарегистрированным кандидатом в президенты России, и власти предстоит вести с командой оппозиционера противоборство уже не в неопределенных условиях кампании за регистрацию кандидата, а в жестких рамках официальной избирательной кампании.
Размещенная находящимся в спецприемнике Волковым публикация скорее всего была передана через доверенных лиц. Ведь даже по новым правилам арестантам в спецприемниках дают возможность пользоваться мобильным телефоном не более 15 минут в день. То есть разместить довольно объемные публикации Навального и Волкова, да еще с медиафайлами, за столь короткое время представляется маловероятным.
Эксперты сомневаются в правильности интерпретации Волкова. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил сомнение, что Навального допустят к президентским выборам, ведь это будет означать его выход на телевидение: «Оппозиционер и так собирает людей на митинги в регионах, а по ТВ его увидят на порядки больше народа, и для власти это неприемлемо». Эксперт напомнил, что либеральную оппозицию сейчас если и приглашают в эфир, то только ставя ей заведомо невыгодные условия. По мнению эксперта, Навальный и Волков «ведут кампанию под флагом регистрации, поскольку им надо мобилизовать и стимулировать сторонни- ков». Однако реальная подоплека преследования активистов, по мнению эксперта, в том, что в регионах выходит довольно много – для провинции – народа на протестные акции, и власти хотят ударить по инфраструктуре протестов.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что окончательное решение в Кремле, по всей видимости, не принято: «Пока власть рассматривает разные варианты, и, возможно, Навальный и будет допущен». Хотя для власти это слишком огромный риск, считает эксперт: «Сейчас у президента большой рейтинг, а у оппозиционера – сравнительно маленький. Но Кремль вряд ли допустит, чтобы Навального увидели как альтернативу Путину, ведь в ходе кампании у населения могут поменяться подходы и оппозиционер может раскрутиться, тогда за него проголосует много людей». Вместе с тем, по мнению Миронова, сам Навальный верит в свою регистрацию и максимально использует эту тему: «Если бы его хотели зарегистрировать, уже бы шли процессы по снятию с него приговора, например, судебные заседания».