Леонид Волков заявил, что «добрая воля» организаторов встреч c Навальным подходит к концу. Фото Артема Коротаева/ТАСС
Глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков сообщил, что в большинстве городов страны власти отказывают оппозиционеру в проведении митингов, не предлагая альтернатив. Он предупредил, что команда Навального будет считать согласованными все акции, на которые поступили незаконные отказы. Эксперты отметили, что таким образом предвыборные поездки Навального могут превратиться в кампанию гражданского неповиновения.
Волков напомнил, что каждый понедельник штабы Навального в регионах подают 100 уведомлений о проведении встреч в последующие выходные, чтобы уложиться в установленный законом срок.
«К вечеру среды мы получаем ответы из местных администраций. Если в трехдневный срок ответа нет, мероприятие считается согласованным. К вечеру четверга мы собираем все ответы и строим по ним маршрут очередной поездки, чтобы в пятницу напечатать листовки и афиши и в субботу – за неделю до встреч – начать уличное оповещение».
Он пояснил, что «отказы по беспределу» юристы Навального обжалуют в судах, и нередко успешно: «Выиграли, например, в Кирове и Новокузнецке, в Ижевске и Самаре». Координатор кампании заметил, что если в первую волну подачи уведомлений в большинстве городов митинги согласовывали, то сейчас, в третью волну подачи уведомлений (с 18 сентября), в большинстве случаев власти оказывают глухое противодействие.
По информации Волкова, безальтернативных отказов в проведении митинга на этой неделе пришло 75 (из 120 поданных заявок). В 16 городах мэрия перенесла время и дату мероприятия, например в Казани, Петрозаводске, Новокузнецке. Почти в стольких же – в 19 городах не пришел ответ в установленный срок. На плохую площадку митинги перенесли в пяти городах, включая Воронеж и Курск, еще в стольких же – на приемлемое место. А вот «чистых» согласований – ноль.
Динамика менялась так: в первую волну подач безальтернативных отказов пришло всего 15 на 100 заявок, 33 митинга перенесли на приемлемую площадку, в 31 случае перенесли время и дату, не прислали ответы вовремя в 3 случаях и еще в 15 перенесли на плохую площадку.
Волков отметил, что добрая воля со стороны организаторов заканчивается. «Мы три недели лавировали между гнусными отказами и немотивированными переносами, выбирали из плохих и очень плохих площадок. Все идет к тому, что и это перестанет быть возможным».
По словам главы кампании, отказ в проведении встречи теперь будет расцениваться как ее согласование, «потому что закон не предусматривает отказа». «То же самое – если мы получаем незаконное предложение об изменении даты – закон не позволяет предлагать изменять дату».
В беседе с «НГ» Волков уточнил, что штаб будет действовать строго в рамках закона: «Мы собираемся проводить исключительно согласованные акции. Но мы умеем читать закон, и если власть не дала ответа вовремя, не предложила альтернативную площадку или сделала это не по закону (например, не в письменном порядке, а по телефону. – «НГ»), то такая акция считается согласованной. Эта позиция совпадает с позицией Верховного и Конституционного судов». Глава штаба отметил, что, несмотря на то что местные власти действуют силовыми методами, оппозицию этим не запугать: «Они действуют нахраписто, мы еще нахрапистей. Нас также пугали в Екатеринбурге, что никто не придет, а власть делала вид, что считает нашу акцию несогласованной, нагнали шесть полков полиции. Но это никого не испугало. Сейчас 2017 год, и этими методами уже никого не удивишь».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что от команды Навального стоит ждать последовательности: «Навальный, как неформальный лидер оппозиции, должен демонстрировать несгибаемость и идти до конца. Для Навального любой результат – реклама. Кроме того, против него снимаются обвинения, что он проект одной из кремлевских башен». В то же время эксперт подчеркнул, что хотя его команда будет идти до конца, это вызовет противоположные обвинения в том, что Навальный рискует людьми, они для него просто пешки, расходный материал.
По словам Калачева, такая тактика привела к тому, что забеспокоились не только власти в регионах, но и федеральный Центр: «Он очень технологичен и говорит с людьми на простом, понятном им языке, апеллирует к большинству. К нему растет доверие. Кому из власти это понравится?! Его рейтинг может стать проблемой для Кремля».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что под последовательностью стоит понимать непроведение несанкционированных акций, попытки добиться ответа у местных властей, обжалование отказов в судах. «Вопрос: чего они хотят? Если провести акции без скандалов, то должны быть настойчивее в спорах с властями. Если добиваться медиаэффекта, то как раз к нему приведет конфликт, пусть и не оппозицией спровоцированный». Миронов отметил, что был негласный сигнал из Москвы «не особенно форсировать акции Навального», поэтому отказы в регионах были неизбежны. «Команда Навального знает это, но идет на слом системы. Но в этом есть элемент провокации, хотя оппозиция и возразит: власть сама виновата. Но если бы он думал о людях, то пытался бы договориться. Ведь власти самой выгодно проведение несанкционированных акций: можно попугать народ революцией и выявить несогласных в регионе», – отметил эксперт. Он отметил, что главное для Навального – пиар-эффект, и поэтому политик очень технологичен, ему важно «шуметь» в регионах.
Между тем Волков допустил и возможный арест Навального в каком-нибудь из регионов, заметив, что «кампания будет продолжаться в любом случае». По мнению Константина Калачева, если Навального арестуют, то его команда будет устраивать несанкционированные митинги в регионах уже без лидера, но много народа они не соберут: «Это Навальный притягивает людей как магнит, а чтобы его заменить, нужны узнаваемые спикеры».
По мнению Миронова, кампания гражданского неповиновения вряд ли перерастет в революцию: за Навальным все же нет такой аудитории, большинство у нас против революции. «Поэтому все закончится как обычно: придут несколько сот человек, полиция, аресты, автозаки», – подытожил собеседник «НГ».