Фото агентства городских новостей "Москва"
Несмотря на многократные распоряжения президента ослабить давление на бизнес, на практике этого так и не произошло. Как убедился корреспондент «НГ» в ходе экспертного круглого стола, это давление продолжает усиливаться, приобретая, правда, и новые формы. Нет существенного снижения и количества посадок среди предпринимателей.
Судебные споры и уголовное преследование остаются наиболее распространенными рычагами давления на бизнесменов. По словам адвокатов, заявления с высоких трибун о необходимости прекратить посадки на практике привели лишь к тому, что следователи принялись искать лазейки для обхода ряда введенных в закон ограничений.
Как отметил руководитель уголовной практики компании BMS Law Firm Тимур Хутов, если раньше на предпринимателей чаще заводили дела по статье 159 Уголовного кодекса «Мошенничество», то теперь в ход идут на первый взгляд более безобидные. Например, статья 172 «Незаконная банковская деятельность». «Однако в большинстве случаев следователи инициируют в совокупность к ней еще одну 210-ю статью «Организация преступного сообщества». В суде она, конечно, отлетает, но до этого у силовиков развязаны руки», – отметил эксперт.
Часто следователи намеренно квалифицируют дела неверно – в более тяжкую сторону, чтобы иметь больше возможностей давить на обвиняемого. И хотя суды, как правило, заставляют переделывать такие обвинения, но правоохранители никакой ответственности за эти «ошибки» не несут – пусть даже из-за них человек мог просидеть под арестом больше года.
Таким образом, настаивает Хутова, силовые структуры продолжают игнорировать неоднократные указания президента Владимира Путина по поводу предпринимателей: «Силовики понимают, что ослабление давления плохо отразится на их статистике. И второй фактор – это, конечно, личное обогащение». Проблему подтверждает и статистика: суды более чем в 90% случаев продолжают одобрять ходатайства следствия на обыски и прослушку предпринимателей и в 80% – на их арест.
По словам юриста Центральной коллегии адвокатов Сергея Савченко, с каждым годом ситуация только ухудшается. Однако он убежден, что давление на малый и средний бизнес предпринимается волей именно региональных властей, «которые чем дальше удалены от федерального Центра, тем меньше считают себя ему подконтрольными». И условий для изменения тенденции эксперт не видит – уже сейчас арбитражи завалены спорами по рейдерским захватам, «которые проводятся зачастую с участием пресловутого административного ресурса», а суды общей юрисдикции и уголовные – делами по отмыванию денежных средств и налоговыми спорами.
Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов сказал «НГ», что он тоже не ощущает снижения давления на бизнес. Он напомнил, что сейчас в бизнес-сообществе популярны семинары и тренинги на тот счет, как максимально обезопасить себя от проверок и как вести себя с органами, когда они уже пришли с обыском.
Адвокаты, в частности, настаивают, что «нельзя забывать положений ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, согласно которой заключение под стражу по преступлениям в сфере экономической деятельности возможно, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ (либо его личность не установлена), им нарушена ранее избранная мера пресечения или он скрылся от органов предварительного расследования или от суда». В ней, кстати, написано также, что «если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, то мера пресечения в виде заключения под стражу применена быть не может».
По словам Сухова, хотя суды и органы расследования нередко пренебрегают этой нормой, но каждый такой случай все равно стоит обжаловать, ссылаясь на незаконность мер ввиду отсутствия оснований для их применения.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский напомнил, что, несмотря на все распоряжения Путина, силовики действуют по своим программам. Например, теперь уголовное преследование могут связать с банкротством компании, чтобы расценить действия ее владельца как вывод средств. Эксперт уверен, что в перемены к лучшему верить не стоит – оказать давление, добиться от бизнесмена нужных показаний следствие может только с помощью ареста.