Фото пресс-службы Президента РФ
На пресс-конференции в китайском Сямэне Владимиру Путину в том числе задали вопросы и о будущих кандидатах в президенты России, и о гонениях на прогрессивных деятелей культуры, и о его влиянии на споры крупных хозяйствующих субъектов.
Главу государства не спрашивали о его предполагаемом участии в избирательной кампании будущего года уже более месяца. Молчание по этому поводу было прервано им на брифинге по итогам саммита БРИКС. Но лишь для того, чтобы в очередной раз уклониться от определенного ответа.
Правда, некоторое внимание этой теме президент все-таки уделил, что уже само по себе является прогрессом. Так, весной и летом Путин даже и не объяснял, почему же какой-то из его ответов будет совершенно несвоевременным. Напомним, что он всегда произносил, по сути дела, одну фразу – надо работать над тем, что необходимо делать сейчас.
И вот теперь стало ясно, что Путин имел в виду не столько себя, сколько весь российский госаппарат. «У нас как только предвыборную кампанию объявляют, сразу все перестают работать. Это я знаю не понаслышке, потому что сразу начинают думать о том, что будет после выборов, кто где будет работать и т.д.», – заявил президент.
Между тем, по его словам, «работать надо сейчас, и каждому на своем месте активно, не ослабляя внимание к порученному участку работы ни на секунду». В общем, когда будет надо, то все, кто хочет баллотироваться, об этом и скажут. Окажется ли среди них Путин или нет, осталось традиционно никак не проясненным.
Но о других – пусть и самых гипотетических – кандидатах президент говорил охотнее. И в этот раз речь зашла вовсе не об оппозиционере Алексее Навальном, а о телеведущей Ксении Собчак, председателе Банка России Эльвире Набиуллиной и главе Счетной палаты Татьяне Голиковой. Понятное дело, что все эти женские имена прозвучали в журналистском вопросе.
На последние два Путин совсем не отреагировал, а по поводу Собчак отметил, что каждый гражданин России, соответствующий требованиям закона о выборах президента, может об участии в них объявить. «Это будет зависеть от того, какую программу она предложит, если действительно будет баллотироваться, как она выстроит свою президентскую кампанию. От этого будет зависеть успех либо неудача в этом предприятии», – сказал глава государства, подчеркнув, что о желании Собчак он ничего не слышал. «Уверен, что могут быть и другие кандидаты, наверняка они будут», – завершил тему президент.
В ходе пресс-конференции он высказался и о «деле режиссера Кирилла Серебренникова». По мнению Путина, никаких гонений тут нет, а есть текущая деятельность правоохранительных органов. И поскольку в вопросе прозвучало имя Никиты Михалкова, президент дал понять, что если нарушения найдутся и у того, то и к нему придут следователи. Но претензий по финансам к Михалкову у органов пока нет в отличие от Серебренникова, творческие особенности которого государство, мол, не интересуют. И президент, как обычно, посоветовал всем ждать решения суда.
А вот в споре «Роснефти» с АФК «Система» Путин, наоборот, надеется не на судебные постановления, а на мировое соглашение. Он сообщил, что встречался с руководителями обеих компаний, в курсе их позиций, но не считает полезным высказывать свое отношение к делу. «Как это будет развиваться дальше, на 100 процентов сказать не могу, потому что никаких прямых указаний никому по этому поводу я не давал, и, считаю, их давать нецелесообразно», – заявил президент.
Судя по всему, не было от него указаний и главе Чечни Рамзану Кадырову, который ультимативно требовал от российских властей осудить гонения на мусульман в Мьянме. «Никакой фронды нет», «прошу всех успокоиться, все в порядке», – закрыл Путин и эту тему, напомнив перед этим, что Россия уже призвала данное государство взять ситуацию под контроль.