Всем знакомую сирийскую Пальмиру теперь по телевизору показывают значительно реже. Фото Reuters
По данным Левада-Центра, 49% респондентов поддержали бы завершение операции в Сирии. Наиболее мирно настроены опрошенные, которые немного знают о ситуации в этой стране. Это средний телезритель, получающий информацию из новостных программ. А в них теперь освещаются в основном миротворческие достижения официального правительства и российского контингента. Именно такой разворот госпропаганды, похоже, обеспечил рост пацифистских настроений.
Левада-Центр указывает, что в противовес этим 49% за продолжение российского участия в сирийском конфликте выступают 30%. Затруднившихся с ответом оказалось неожиданно много – 21%.
При этом 32% опрошенных с различной долей уверенности допускают, что такое участие вполне может перерасти в «новый Афганистан». Ясно, что под этим понимается затяжная и непонятная для народа военная кампания с серьезными человеческими потерями. Напротив, 40% респондентов назвали такой сценарий маловероятным, а 11% его «совершенно исключают». 7% отметили, что им все равно, а каждый десятый своего отношения не сформулировал.
Проверили социологи и осведомленность россиян по поводу ситуации в Сирии. Оказалось, что немного знают о последних событиях там, но «не следят за ними пристально» 56%, «ничего не знают» – 26%, а вот «следят за событиями внимательно» лишь 18%. Кстати, именно они по поводу вероятной опасности «второго Афганистана» раскололись практически пополам. Такое развитие событий допускают 42%, считают маловероятным – 40. Максимальны в этой категории и доли категорических оценок: 16% данный сценарий полностью исключают, а 10% говорят, что «так и случится».
Однако самым интересным в опросе выглядит исследование зависимости пацифистских настроений от степени информированности опрошенных. Скажем, среди «внимательных» сограждан большинство в 59% высказывается за продолжение войны – против 36%, настаивающих на ее завершении. При этом «немного знающие» о событиях в Сирии демонстрируют, по сути дела, зеркальную картину – 53% за завершение операции, 28% – за ее продолжение. И тут есть еще много (19%) затруднившихся с каким-либо ответом.
Напомним, что, согласно тому же Левада-Центру, основным источником любой новостной информации, а особенно внешнеполитической, для 90% россиян по-прежнему остается ТВ. И данный соцопрос, таким образом, опять демонстрирует лишь возможности влияния телевидения на умы людей. Напомним, что в последнее время в теленовостях о Сирии говорится значительно меньше. Более того, в репортажах речь идет в основном об успехах в достижении мира, которые обеспечивают правительство этой страны и помогающий ему российский воинский контингент. Военные же новости из Сирии – это теперь вообще перечисление сплошных побед.
Так что у большинства тех, кто тамошней войной интересуется, нет сомнений в том, что это борьба за внешнеполитические интересы РФ, которую надо продолжать. Средний же телезритель, для которого новости идут фоном, не замечает в них какой-то тревожной информации о Сирии, а значит, вполне может считать, что дело там идет уже к концу.
Социолог Левада-Центра Денис Волков в беседе с «НГ» согласился, что ТВ оказывает решающее влияние на мнение россиян относительно внешней политики. «Внимательно смотрящие ТВ поддерживают военную операцию больше остальных, но и в целом, как мы видим, поддержка немаленькая. А если бы власть опять включила мощную пропаганду, то и поддержка была бы больше, – говорит Волков. – Однако долго такая пропаганда работать скорее всего не сможет. Поэтому-то и взят курс на ограничение информации – Россия несет потери в этой войне, но рассказывать об этом людям власти точно не нужно».
«Концентрация внимания россиян на сирийской проблеме по сравнению с двумя предыдущими годами снизилась, – напомнил глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Смысл долгого участия в сирийской гражданской войне для многих россиян не очевиден, люди изначально были настроены на быстрые успехи. Так что это вполне ожидаемое отношение к затяжной войне. А еще опрос подтвердил, что российское большинство агрессивностью не отличается, никаких войн не хочет». Калачев также пояснил, что, говоря о какой-то информационной теме, «люди не о количестве просмотренных сюжетов рассказывают, а о том, концентрируют ли они на них свое внимание».
Политолог Андрей Колядин добавил, что поскольку Сирия далеко, то гражданам России она по большому счету действительно мало интересна. Да и пропаганда, за исключением повышения авторитета российских военных, не получилась достаточно качественной. «Непрофессиональная пропаганда отталкивает. Люди перестают верить, смотреть и слушать». По мнению эксперта, хотя часть граждан продолжит верить всему, что говорит ТВ, количество критично настроенных людей будет расти.