На митинге в защиту сетевых свобод националисты сформировали отдельную колонну. Фото РИА Новости
Темой осеннего «Русского марша», как выяснила «НГ», могут стать протесты против введенных властями ограничений в Сети. В прошедшую субботу митинги «За свободный Интернет!», организованные коалицией оппозиционных сил, прошли во многих городах страны. Ситуация, таким образом, начинает напоминать 2011 год, когда перед парламентскими и президентскими выборами оппозиция сплотилась именно на уличных акциях.
Выступления в защиту Интернета могут стать основной темой акций оппозиции, намеченных на осень. О том, что под такими лозунгами может пройти и «Русский марш» 4 ноября, «НГ» рассказал член комитета «Нация и свобода» (КНС) Константин Ясенин, отвечающий за внешние связи.
Лидер КНС, секретарь центрального оргкомитета «Русского марша» Владимир Басманов подтвердил, что если эту тему удастся продвинуть, марш может стать «главным протестным мероприятием осени». В эту субботу ряд структур, в частности, КНС и «Черный блок» (ЧБ), уже приняли участие в организованном общими усилиями митинге «За свободный Интернет!».
Правыми была сформирована отдельная колонна, выступавшая с баннерами «Наше мнение – не преступление» и «Импичмент. Люстрация. Десоветизация». Шествие под характерными черно-желто-белыми флагами возглавляли лидер КНС Москвы Владимир Бурмистров и лидер ЧБ Владимир Ратников.
Владимир Басманов обещает «Русский марш» в том числе и под общедемократическими лозунгами. Кадр из видео YouTube |
Участники мероприятия выступали против новых репрессивных законов. В частности, были требования по отмене цензуры в мессенджерах и запрета сетевой анонимности, прекращению работы над законопроектом по соцсетям, отказу от политики блокировок оппозиционных сайтов, против осуществления «пакета Яровой» и за освобождение осужденных за посты в Интернете и других политзаключенных.
На вопрос «НГ», согласуют ли власти «Русский марш» в этом году – особенно после посадок почти всех известных лидеров националистов, Басманов выразил уверенность, что власти не решатся отказать. «Только КНС подаст десяток уведомлений на разные места, а ведь подавать будут и другие организации. Если не согласуют, то проведем в формате, не требующем согласования, – например, посетим Музеи Кремля или придем в Госдуму пообщаться с депутатами», – заявил он.
С другой стороны, то, что пересажали известных людей, на численности мероприятия сказаться не должно, считает Басманов: «Растут малоизвестные, так всегда было. Конечно, опыта у тех националистов, кто сегодня одновременно находится в России на свободе и продолжает деятельность и руководство, поменьше, чем у старых бойцов. Но когда я создавал Движение против нелегальной иммиграции (признано экстремистской организацией. – «НГ»), мне было всего 22 года – и тоже опыта было не сказать что много. Это было в 2002 году, когда многие наши сторонники были еще в детском саду – а сейчас им уже за 20».
По словам Басманова, власти активно препятствуют участию националистов в общеоппозиционных акциях. Он напомнил, что, например, Бурмистрова, который должен был вести националистов на акцию в защиту Интернета 26 июля, сутки продержали на Петровке, 38, – «просто чтобы он не попал на акцию, и националистам было труднее сорганизоваться».
Сам же митинг 26 августа в Москве, несмотря на субботний день и дождливую погоду, собрал несколько тысяч человек. Притом что лидеры оппозиции – будь то глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный или председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов – на него не пришли. Организация и агитация велись в основном в Интернете силами рядовых активистов. Так что тут вполне уместна ассоциация с летом 2011 года, когда протестные акции «За честные выборы», организуемые демократами, также набирали в столице по нескольку тысяч человек. А вот к декабрю, на фоне думских выборов, произошел резкий скачок протестов – и вместо тысяч активистов на улицы столицы вышли десятки и сотни тысяч горожан.
Несистемная оппозиция сейчас действительно словно бы вернулась на те позиции, на которых она стояла в 2011-м. Только вместо лидеров, которые между собой окончательно переругались, к единению протестов призывают уже рядовые активисты и небольшие политические организации. К примеру, тот же митинг 26 августа был организован коалицией, в состав оргкомитета которой, как ранее писала «НГ», вошли и зарегистрированные политструктуры – ПАРНАС и «Гражданская инициатива», и незарегистрированные Пиратская партия, Либертарианская партия, а также такие организации, как «РосКомСвобода», «Протестная Москва» и «Левый блок» (см. «НГ» от 18.08.17).
«Сотрудничество между честными оппозиционерами разных политических лагерей не прекращалось с 2011 года, – резюмировал Басманов. – Пример взаимодействия – прошедшая в субботу акция. Или, скажем, я хорошо помню, как за несколько дней до убийства Бориса Немцова обсуждал с ним его предложение по участию националистов в той акции, которая, к сожалению, стала маршем его памяти». По мнению Басманова, в преддверии президентских выборов оппозиции из самых разных лагерей действительно все меньше есть что делить.
Однако насколько возможные выступления 2017-го будут походить по масштабу на протесты 2011–2012 годов, пока предсказать сложно. Понятно одно – безысходность и застой в политике на фоне победных реляций о ходе и результатах президентской кампании могут вывести на улицы тех, кто до последнего момента предпочитал отсиживаться дома.